Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения

гораздо более одинаковыми,

чем они на самом деле бывают. В действительности, однако, между ними

существуют большие различия в формах и методах, восприятий. Некоторые

воспринимают главным образом при помощи ума, другие - чувствами, третьи -

ощущениями. Для людей разных категорий и способов восприятий очень трудно,

почти невозможно понять друг друга, потому что они дают одной и той же вещи

разные наименования или разным вещам одно и то же наименование. Кроме того,

возможны и всякие иные комбинации. Один человек воспринимает мыслями и

ощущениями, другой - мыслями и чувствами и так далее. Тот или иной способ

восприятия непосредственно связан с теми или иными видами реакций на внешние

события. Результаты такой разницы в восприятиях и реакциях на внешние

события всегда выражаются, во-первых, в том, что люди не понимают друг

друга, во-вторых, в том, что они не понимают и самих себя. Очень часто

случается именно последнее. Если два человека по-разному воспринимают одну и

ту же вещь, скажем, один воспринимает ее чувствами, а другой - ощущениями,

то они до конца жизни могут спорить и никогда не поймут, чем отличается их

отношение к данному предмету. В действительности, один видит только один его

аспект, а второй - только другой. Нередко человек называет свои мысли или

интеллектуальные восприятия чувством, а чувства называет мыслями, ощущения -

чувствами и т.д.

'Для того чтобы найти способ распознавания, мы должны понять, что любая

нормальная психическая функция - это средство, инструмент познания. С

помощью ума мы видим один аспект явлений и событий, с помощью эмоций -

другой их аспект, с помощью ощущений - третий. Самое полное знание о данном

предмете, которое для нас возможно, мы в состоянии получить, если

рассматриваем его одновременно умом, чувствами и ощущениями. Каждый человек,

который стремится к правильному знанию, должен поставить своей целью

достижение именно такого восприятия. В обычных условиях человек видит мир

как бы сквозь искривленное, покрытое пятнами оконное стекло. И даже если он

понимает это, он не в состоянии ничего изменить. Тот или иной способ

восприятия зависит от работы организма в целом. Все функции взаимосвязаны;

все они уравновешивают друг друга, все стремятся удержать друг друга в том

состоянии, в котором они находятся. Поэтому когда человек принимается

изучать себя, он должен понимать, что если он откроет в себе нечто

неприятное, он не сможет это качество изменить. Изучать - это одно, а

изменять другое. Но изучение есть первый шаг к возможности измениться в

будущем. И в самом начале самоизучения ему необходимо понять, что в

продолжение длительного времени вся его работа будет заключаться только в

изучении.

'В обычных условиях изменение невозможно. Дело в том, что, желая что-то

изменить, человек хочет изменить только эту сторону своей личности. Но в

машине все взаимосвязано, и каждая функция неизбежно уравновешена какой-то

другой функцией или целой их совокупностью, хотя мы и не осознаем внутренней

взаимосвязи различных функций. Машина в каждый момент деятельности

уравновешена во всех своих деталях. Если человек замечает в себе что-то

такое, что ему не нравится, и начинает совершать усилия, чтобы изменить это

качество, он может добиться известного результата. Но одновременно с этим

результатом он обязательно получит и другой, которого он ни в коем случае не

ждал, не желал и даже не предполагал. Стараясь уничтожить или разрушить все,

что ему не нравится, совершая с этой целью усилия, он нарушает равновесие

машины, а она стремится восстановить его - и создает новую функцию, которой

человек не мог предвидеть. Например, человек может заметить, что он очень

рассеян, ничего не помнит, все теряет и т.п. Он начинает бороться с этой

привычкой; и если он достаточно методичен и решителен, ему через некоторое

время удается достичь желаемого результата: он более не забывает своих дел,

не теряет вещей. Это обстоятельство он замечает; однако появляется нечто

иное, чего он не видит, но что заметно другим: он становится

раздражительным, педантичным, неприятным человеком, который повсюду

выискивает ошибки. Раздражительность появилась в результате того, что он

утратил свою рассеянность. Почему? Ответить на это невозможно. Только

детальный анализ