Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения

рожденного после какого-то счастливого события.

Кроме того, факиры часто берут к себе сирот или просто покупают маленьких

детей у бедных родителей. Эти дети становятся учениками, подражают учителю

(или их заставляют подражать ему); некоторые ограничиваются внешним

подражанием, но часть из них становятся впоследствии настоящими факирами.

'Кроме этих людей, есть еще и такие, которые становятся факирами

потому, что их поразил какой-нибудь факир. В храмах около каждого факира

можно видеть подражателей, которые сидят или стоят в той же позе. Конечно,

это делается недолго, но все же иногда в течение нескольких часов. Бывает,

что человек, случайно вошедший в храм в день празднества и начавший

подражать какому-нибудь особо поразившему его факиру, больше не возвращается

домой, присоединяется к толпе учеников факира и через некоторое время сам

становится факиром. Вы должны понять, что я пользуюсь словом 'факир' в

особом смысле. В Персии 'факир' означает просто нищего; в Индии очень многие

фокусники называют себя факирами. А европейцы, особенно ученые, часто дают

имя факира йогинам или монахам странствующих орденов.

'Но в действительности пути факира, монаха и йогина совершенно

различны. Пока что я говорил о пути факира; это первый путь.

'Второй путь - путь монаха. Это путь веры, путь религиозного чувства,

религиозной жертвы. 'Монахом' в полном смысле этого слова может стать только

человек с очень сильными религиозными эмоциями и такими же сильными

способностями религиозного воображения. Путь монаха также очень долог и

труден. Монах тратит на борьбу с собой годы и десятилетия; но вся его работа

сосредоточена на второй комнате, на втором теле, т.е. на чувствах. Подчиняя

все эмоции одной, а именно, вере, он развивает в себе единство, волю,

властвующую над эмоциями, и таким путем достигает четвертой комнаты. Но его

физическое тело и умственные способности могут остаться неразвитыми. Для

того, чтобы воспользоваться тем, чего он достиг, ему нужно развить

физическое тело и способность мыслить, а этого можно добиться благодаря

новым жертвам, новым трудностям, новому отречению. Монаху придется сделаться

йогином и факиром. До этого доходят очень немногие; еще меньшее число

преодолевает все трудности. В большинстве своем такие люди или умирают

раньше, или остаются монахами только по внешности.

'Третий путь - это путь йогина, путь знания, путь ума. Путь йогина

заключается в том, чтобы работать в третьей комнате, чтобы стремиться войти

в четвертую комнату при помощи знания. Йогин достигает четвертой комнаты,

развивая ум; но тело его и эмоции остаются неразвитыми; подобно факиру и

монаху он не способен воспользоваться результатами своих достижений. Он

знает все, но не может ничего делать. Чтобы начать делать, он должен

добиться власти над телом и над, эмоциями, т.е. над первой и второй

комнатами. Для этого ему необходимо снова приняться за работу и достичь

некоторых результатов за счет продолжительных усилий. Однако у него есть

преимущество: он понимает свое положение, знает, чего ему не хватает, что он

должен сделать, в каком направлении идти. Но, как и на пути факира или

монаха, очень немногие обретают такое понимание, так что и на пути йогина

лишь немногие достигают того уровня, на котором человек знает, куда идет. А

большинство йогинов останавливаются на каком-то одном достижении и дальше не

идут.

'Эти пути отличаются друг от друга и по своему отношению к учителю или

руководителю.

'На пути факира у человека нет учителя в полном смысле слова. В этом

случае учитель не учит, а служит образцом для подражания. Работа ученика

состоит в копировании учителя.

'На пути монаха у человека есть учитель; и часть долга монаха, часть

его работы состоит в том, чтобы испытывать полнейшую веру в учителя, чтобы

безусловно подчиняться ему, проявлять послушание. Но главное на пути монаха

- это вера в Бога, любовь к Богу, постоянное желание служить и повиноваться

Богу; хотя в его понимании идеи Бога и служения Богу может содержаться много

субъективного и противоречивого.

'На пути йогина человек не может и не должен ничего делать без учителя.

Вначале он обязан подражать учителю, как это делает факир, и верить в него,

подобно монаху. позднее человек, идущий путем йогина, становится