Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения

занимающие место второго тела,

зависят от случайных толчков и влияний. Мышление, которое соответствует

функциям третьего тела, представляет собой полностью механический процесс.

'Воля' у обыкновенного человека, который представляет собой механизм,

отсутствует. Такой человек имеет только желания, и вот большее или меньшее

постоянство желаний и стремлений называется сильной или слабой волей.

'Во втором случае, т.е. в случае функций четырех тел, автоматизм

физического тела зависит от влияний других тел. Вместо несогласованной и

часто противоречивой деятельности разных желаний существует одноединственное

Я, целостное, неделимое, постоянное; имеется индивидуальность,

господствующая над физическим телом и его желаниями, способная преодолеть

как его инертность, так и сопротивление. Вместо механического процесса мысли

существует сознание, существует и воля, т.е. сила, не просто составленная из

различных, зачастую противоречивых желаний, принадлежащих разным 'я', но

сила, исходящая из сознания и управляемая индивидуальностью, т.е. единым и

постоянным Я. Только такую волю можно назвать 'свободной', ибо она не

зависит от случая, и ее нельзя изменить или направить силой внешнего

влияния.

'Восточное учение следующим образом описывает функции четырех тел, их

постепенный рост и условия этого роста:

'Вообразим сосуд или реторту, наполненную порошками разных металлов.

Порошки никоим образом не соединяются друг с другом, и любая случайная

перемена положения реторты изменяет относительное расположение порошков.

Если реторту встряхнуть или постучать по ней пальцем, тогда порошок, который

находится наверху, может оказаться внизу, в середине или на дне сосуда,

тогда как порошок, находившийся внизу, может, оказаться наверху. В положении

порошков нет ничего постоянного, и при таких условиях оно и не может быть

сколько-нибудь постоянным. Такова точная картина нашей психической жизни. В

каждый последующий момент новые влияния могут изменить положение порошка,

находящегося наверху, и поместить на его место другой. Наука называет такое

состояние порошков состоянием механической смеси. Существенный признак

взаимоотношения порошков в смеси подобного рода - их неустойчивость и

изменчивость положения.

'В состоянии механической смеси стабилизировать взаимное расположение

порошков невозможно. Но порошки можно расплавить, поскольку их природа это

допускает. Для этого нужно зажечь под ретортой пламя, которое нагревает и

расплавляет порошки и наконец образует из них сплав. Сплавленные таким

образом, порошки окажутся в состоянии химической смеси; теперь их уже нельзя

отделить друг от друга такими простыми способами, которые разделяли их и

заставляли менять положение в состоянии механической смеси. Содержимое

реторты стало неделимым - 'индивидуальным'. Такова картина формирования

второго тела. Пламя, при помощи которого достигается сплавление,

производится 'трением', которое в свою очередь вызывается в человеке

благодаря борьбе между 'да' и 'нет'. Если человек дает свободу всем своим

желаниям, если потворствует им, в нем не возникнет внутренней борьбы,

'трения', пламени. Но если он ради достижения определенной цели борется с

препятствиями в виде своих желаний, тогда он создает пламя, которое

постепенно преобразует его внутренний мир в единое целое.

'Вернемся к нашему примеру. Химический состав, полученный при

сплавлении, обладает определенными свойствами: тяжестью, электропроводностью

и так далее, т.е. качествами, образующими характерные признаки данного

вещества, Но если особым образом увеличить посредством обработки некоторое

число таких однотипных признаков, мы придадим составу новые качества,

которые первоначально не были ему свойственны. Так, его можно намагнитить,

сделать радиоактивным и т.п.

'Процесс сообщения сплаву новых свойств соответствует процессу

формирования третьего тела, приобретению нового знания и новых сил при

помощи этого третьего тела.

'Когда сформировано третье тело, когда оно приобрело все качества и

силы, все доступные ему знания, возникает проблема закрепления этого знания

и связанных с ним сил; ибо, сообщенные ему влияниями особого рода, они могут

быть отняты этими же или другими влияниями. Благодаря специальной работе над

тремя