Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения

в Петербурге. Беседа о группах. -

Упоминание об 'эзотерической' работе. - 'Тюрьма' и 'побег из тюрьмы'. - Что

нужно для побега? - Кто и как может помочь? - Начало встреч в Петербурге. -

Вопрос о перевоплощении и будущей жизни. Как можно достичь бессмертия? -

Борьба между 'да' и 'нет'. - Кристаллизация на правильной и ложной основе.

Необходимость жертвы. - Беседы с Гурджиевым и наблюдения. - Продажа ковров и

рассказы о коврах. - Что Гурджиев рассказал о себе. - Вопрос о древнем

знании: почему оно скрыто? - Ответ Гурджиева. - Знание не скрыто. -

Материальность знания и отказ человека от знания, которое ему дается. -

Вопрос о бессмертии. - 'Четыре тела' человека. - Пример реторты, наполненной

порошкообразными металлами. - Путь факира, путь монаха и путь йогина.

'Четвертый путь'. - Существуют ли культура и цивилизация?

В Петербурге лето прошло в обычной литературной работе. Я готовил свои

книги для новых изданий, читал корректуры и т.п. Это было ужасное лето 1915

года, когда духовный климат стал постепенно ухудшаться, и я никак не мог

освободиться от дурного самочувствия, несмотря на все свои усилия. Теперь

война шла на русской территории и приближалась к нам. Все зашаталось.

Скрытая самоубийственная деятельность, которая столь многое предрешила в

русской жизни, все более и более выходила наружу. Все время шла 'проба сил'.

Постоянно бастовали печатники, и работа моя задерживалась; я уже начал

думать, что катастрофа постигнет нас раньше, чем я сумею сделать задуманное.

Но мои мысли часто возвращались к московским беседам. Помню, как несколько

раз, когда дела становились особенно трудными, я говорил себе: 'Брошу все и

уеду в Москву к Гурджиеву!' И при этой мысли всегда чувствовал облегчение.

Время шло. Однажды, уже осенью, меня позвали к телефону. Я услышал

голос Гурджиева. Он приехал на несколько дней в Петербург. Я сейчас же

отправился повидать его; и между разговорами с другими людьми, приходившими

к нему по разным делам, он разговаривал со мной так же, как, бывало,

разговаривал в Москве.

На следующий день, перед отъездом, он сообщил, что скоро опять приедет.

И во время его второго посещения, когда я рассказал ему об одной

петербургской группе, куда я ходил и где обсуждались всевозможные вопросы от

военных до психологических, он заметил, что знакомство с подобными группами

может оказаться полезным, так как он думает начать в Петербурге работу того

же рода, какую ведет в Москве.

Он уехал в Москву, пообещав вернуться через две недели. Я рассказал о

нем некоторым своим друзьям, и мы стали ждать его приезда.

Он снова вернулся на короткое время, однако мне удалось представить ему

несколько человек. В отношении своих планов он сказал, что хочет

организовать свою работу в более широком масштабе: читать публичные лекции,

провести серию опытов и демонстраций и привлечь к работе людей с самой

широкой и разнообразной подготовкой. Все это отчасти напомнило мне то, что я

слышал в Москве. Но я не представлял себе ясно, о каких 'опытах' и

'демонстрациях' он говорит; это выяснилось лишь позднее.

Припоминаю одну беседу; как и все беседы с Гурджиевым, она происходила

в небольшом кафе на Невском.

Гурджиев сообщил мне некоторые подробности об организации групп для

своей работы и об их роли. Один или два раза он употребил слово

'эзотерический', которого я прежде от него не слышал. Меня заинтересовало,

что он имеет в виду, но, когда я попытался остановить его и спросить, что он

понимает под словом 'эзотерический', он уклонился от ответа.

- Это не важно... Ну называйте, как вам нравится, сказал он. - Суть не

в этом, а в том, что 'группа' есть начало всего. Один человек ничего не

может сделать, ничего не в состоянии достичь. Группа с подлинным

руководителем может сделать многое. Она в состоянии совершить то, чего

одному человеку не добиться.

'Вы не понимаете своего положения. Вы находитесь в тюрьме. Все, чего вы

можете желать, - если вы способны чувствовать, - это бежать, вырваться из

нее. Но как можно бежать? Необходимо вырыть под стеной проход. Один человек

ничего не может сделать. Но предположим, что таких людей десять или двадцать

- если они работают по очереди и если один прикрывает другого, они смогут

закончить проход и спастись.

'Далее, никто не