Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения

функции своей машины и все управляющие ею законы.

'Пытаясь анализировать какое-то явление, с которым он встречается в

самом себе, человек обычно спрашивает: что это такое? почему оно случилось

так, а не как-нибудь иначе? И вот он начинает искать ответы на эти вопросы,

совершенно забывая о дальнейших наблюдениях. Все более и более погружаясь в

подобные вопросы, он совершенно теряет нить самонаблюдения и даже забывает о

нем, так что наблюдение прекращается. Из этого ясно, что продолжаться может

только одно: или наблюдения, или попытки анализа.

'Но даже не касаясь этой стороны, мы видим, что попытки анализировать

отдельные явления без знания общих законов будут бесполезной тратой времени.

Чтобы оказался возможным анализ даже элементарных явлений, человек должен

накопить достаточное количество материала при помощи 'записи'. 'Запись',

т.е. результат прямого наблюдения того или иного явления, происходящего в

данный момент, представляет собой самый важный материал в работе

самоизучения. Когда накопится некоторое количество 'записей', когда

одновременно будут до известной степени изучены и поняты законы, тогда

станет возможным анализ.

'С самого начала наблюдение, или 'запись', должно основываться на

понимании фундаментальных принципов деятельности человеческой машины. Без

знания этих принципов, без того, чтобы постоянно иметь их в виду, нельзя

должным образом применить самонаблюдение. Поэтому обычное самонаблюдение,

которым заняты все люди на протяжении целой жизни, совершенно бесполезно и

ни к чему не приводит.

'Наблюдение должно начаться с разделения функций. Вся деятельность

человеческой машины подразделяется на четыре определенных группы явлений,

каждая из которых находится под контролем особого ума, или 'центра'.

Наблюдая за собой, человек должен дифференцировать четыре основных функции

своей машины: мыслительную, эмоциональную, двигательную и инстинктивную.

Любое явление, которое человек наблюдает внутри себя, относится к одной из

этих функций. Поэтому, прежде чем начинать наблюдения, человек должен

понять, как различаются эти функции - что такое интеллектуальная

деятельность, что - эмоциональная, что - двигательная и что - инстинктивная.

'Наблюдение следует вести как бы впервые: весь прошлый опыт, все

результаты предыдущего самонаблюдения необходимо отложить в сторону.

Возможно, в них содержится много ценного материала; но весь этот материал

основан на неверных; наблюдениях, неверном разделении наблюдавшихся функций.

Поэтому пользоваться им нельзя, во всяком случае, в начале работы по

самоизучению. Все, что там есть ценного, в должное время будет взято и

использовано. Но начинать необходимо с начала. Человек должен начать

наблюдение себя, как если бы он совсем не знал и никогда не наблюдал себя.

'Когда он начинает наблюдать себя, он должен постираться сразу же

определить, к какой группе явлений, к какому центру принадлежат наблюдаемые

им в данный момент явления.

'Некоторым людям трудно понять разницу между мыслью и чувством; другим

нелегко уяснить различие между мыслью и двигательным импульсом.

'Подходя к вопросу очень широко, можно сказать, что мыслительная

функция всегда работает посредством сравнения. Интеллектуальные заключения

оказываются результатом сравнения двух или более впечатлений.

'Ощущение и эмоция не рассуждают, не сравнивают. Они. просто определяют

данное впечатление по его аспекту, по тому, приятно оно или неприятно в том

или ином смысле - по цвету, вкусу, запаху. Кроме того, ощущения могут быть

индифферентными, т.е. ни теплыми, ни холодными, ни приятными, ни

неприятными, - например, 'белая бумага', 'красный карандаш'. В ощущении

белого или красного нет ничего приятного или неприятного; во всяком случае,

нет необходимости в том, чтобы с тем или иным цветом было связано нечто

приятное или неприятное. Эти ощущения, так называемые 'пять чувств', а также

ощущения тепла, холода и т.п. суть инстинктивные функции. Чувственные же

функции, или эмоции, всегда приятны или неприятны, индифферентных эмоций не

существует.

'Трудность различения между функциями возрастает вследствие того факта,

что люди весьма отличаются друг от друга тем, как они эти функции чувствуют.

Вот этого мы обычно не понимаем. Мы считаем людей