Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения

иными словами, он может и имеет право знать день и

час своей смерти. Я всегда думал, как унизительно для человека жить, не зная

этого; и однажды я решил не начинать буквально ничего, пока по-настоящему

этого не узнаю. Потому что какая польза начинать любого рода работу, не

зная, будет ли время ее закончить.

- Очень хорошо, - отвечал Гурджиев. - Первая цель заключается в том,

чтобы узнать будущее. Кто еще может сформулировать свою цель?

-Я хотел бы убедиться, что буду продолжать существование после смерти

физического тела; или же, если это от меня зависит, я хотел бы работать для

достижения существования после смерти, - заявил один из присутствующих.

- Мне неважно, знаю я будущее или нет, уверен ли я в жизни после

смерти, - сказал другой, - если я при этом останусь тем же, что и теперь.

Сильнее всего я чувствую, что не являюсь господином самого себя. И если бы

меня попросили сформулировать свою цель, я сказал бы, что хочу быть

господином самого себя.

- Я же хотел бы понять учение Христа и стать христианином в полном

смысле этого слова, - сказал следующий.

- Мне хотелось бы уметь помогать людям, - сказал еще один.

- Я хотел бы знать, как можно прекратить войны, заметил другой.

- Ну, достаточно, - сказал Гурджиев. - Теперь нам хватит материала для

рассмотрения. Лучшая из всех предложенных формулировка - это желание быть

господином самого себя. Без этого все прочее невозможно; оно не будет иметь

цены. Но начнем с первого вопроса, с первой цели.

'Чтобы знать будущее, необходимо, во-первых, знать настоящее во всех

его деталях, равно как и прошлое. Сегодняшний день таков, каков он есть,

потому что вчерашний день был тем, а не другим; и если сегодняшний день

похож на вчерашний, завтрашний будет похож на сегодняшний. Если вы хотите,

чтобы 'завтра' было иным, вы должны изменить 'сегодня'. Если сегодняшний

день - всего-навсего следствие вчерашнего, то и завтрашний день будет

совершенно таким же следствием сегодняшнего. И если человек основательно

изучил то, что произошло вчера, позавчера, неделю, год, десять лет назад, он

сумеет безошибочно сказать, что случится и чего не случится завтра. Но в

настоящее время мы не располагаем достаточным материалом, чтобы серьезно

рассмотреть этот вопрос. То, что случится или может случиться, зависит от

трех причин: от случая, от судьбы, от нашей собственной воли. Такие, каковы

мы сейчас, мы целиком зависим от случая. У нас не может быть судьбы в

подлинном смысле слова; не в большей мере мы способны иметь и волю. Если бы

у нас была воля, тогда уже благодаря этому мы знали бы будущее, потому что

тогда мы создавали бы свое будущее - и создавали бы его таким, каким желаем.

Если бы у нас была судьба, мы тоже могли бы знать будущее, так как судьба

соответствует типу. Если известен тип, может быть известна и его судьба,

т.е. его прошлое и настоящее. Но случаи предвидеть невозможно. Сегодня

человек один. завтра - другой; сегодня с ним случилось одно, а завтра может

случиться другое.'

- А разве вы не можете предвидеть, что случится с каждым из нас, -

задал кто-то вопрос, - не можете предсказать, каких результатов достигнет

данный человек в работе над собой, стоит ли ему вообще начинать работу?

- Этого сказать невозможно, - ответил Гурджиев. Можно предсказать

будущее только для людей. Предсказать же будущее для безумных машин

невозможно. Направление их движения ежесекундно меняется. В настоящий момент

такая машина движется в одном направлении, и вы высчитываете. куда она может

прийти; но через пять минут она устремляется в совершенно ином направлении,

и все ваши расчеты оказываются неверными.

'Поэтому, прежде чем говорить о познании будущего, надо знать, чье

будущее имеется в виду. Если человек хочет узнать собственное будущее, он

должен прежде всего познать самого себя. Тогда он увидит, стоит ли ему

вообще узнавать будущее. Иногда, может быть, лучше его и не знать.

'Это звучит парадоксально, но мы имеем полное право сказать, что мы

знаем свое будущее. Оно окажется в точности таким, каким было наше прошлое.

Ничто не в состоянии измениться само по себе.

'А на практике для того, чтобы знать свое будущее, человек должен

научиться отмечать и запоминать те моменты, когда мы по-настоящему знаем

будущее и действуем