Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения

умственных качеств данного человека может показать, почему

утрата одного качества вызвала появление другого. Это не означает, что

утрата рассеянности непременно должна вызывать раздражительность. С такой же

легкостью могут появиться другие свойства, не имеющие никакого отношения к

рассеянности, например, язвительность, зависть или что-то еще.

'Итак, если человек правильно работает над собой, он должен учесть

возможность дополнительных изменений и заранее. принять их в расчет. Только

таким путем удается избежать нежелательных перемен или появления качеств,

противоположных целям и направленности работы.

'Но в общем плане работы и функций человеческой машины есть

определенные пункты, в которых можно произвести перемены, не вызывая при

этом каких-либо дополнительных результатов.

'Необходимо знать, что это за пункты, необходимо знать, как к ним

подойти, ибо если человек начинает не с них, он или совсем не добьется

результатов, или получит ошибочные и нежелательные следствия.

'Установив в уме разницу между интеллектуальной, эмоциональной и

двигательной функциями, человек при самонаблюдении должен немедленно

относить свои впечатления к одной из этрх категорий. Вначале ему следует

делать в уме отметки только таких впечатлений, о которых у него не возникает

никаких сомнений, т.е. таких, где сразу видно, к какой категории они

принадлежат. Он должен отбрасывать все неясные и сомнительные случаи и

запоминать только те, которые являются неоспоримыми. Если эта работа ведется

должным образом, число несомненных наблюдений быстро возрастет. И то, что

раньше казалось сомнительным, будет отнесено к первому, второму или третьему

центру. Каждый центр имеет свою память, свои ассоциации, свое мышление.

Фактически, он состоит из трех частей: мыслительной, эмоциональной и

двигательной. Но об этой стороне нашей природы мы знаем совсем мало; в

каждом центре нам известна только одна часть. Однако самонаблюдение очень

скоро показывает, что наша душевная жизнь гораздо богаче, чем мы думаем,

или, во всяком случае, имеет больше возможностей, чем мы предполагали.

'Вместе с тем, наблюдая работу центров, мы будем видеть, наряду с

правильной их деятельностью, деятельность неправильную. т.е. работу одного

центра вместо другого - попытки мыслительного центра чувствовать или

притворяться чувствующим, попытки двигательного центра думать и чувствовать

и т.п. Как уже было сказано, один центр, работающий вместо другого, в

некоторых случаях бывает полезен, потому что сохраняет непрерывность

душевной деятельности. Но когда это становится привычкой, такое положение

оказывается вредным, потому что нарушает правильную работу, позволяя каждому

центру устраняться от своих непосредственных и прямых обязанностей и делать

не то, что ему следует, а то, что в данный момент больше нравится. У

нормального здорового человека каждый центр выполняет свою работу, ту, для

которой он предназначен и которую лучше всего может выполнить. В жизни

возникают ситуации, с которыми может иметь дело и находить их них выход

только мыслительный центр. Если в этот момент вместо мыслительного центра

начнет работать эмоциональный. он внесет путаницу, и результаты его

вмешательства будут самыми неудовлетворительными. У человека

неуравновешенного типа почти всегда происходит замена одного центра другим,

и это как раз и означает 'неуравновешенность', или 'невроз'. Каждый центр

как бы старается передать свою работу другому, а вместо нее выполнять работу

другого центра, к которой он не приспособлен. Эмоциональный центр, работая

вместо мыслительного, приносит ненужную нервность, лихорадочность и

поспешность в таких ситуациях, где, наоборот, важны обдуманность и трезвое

суждение. Мыслительный центр, работая вместо эмоционального, вносит раздумья

в такие положения, которые требуют быстрых решений, а это делает человека

неспособным увидеть особенности и тонкие стороны данной ситуации. Мысль

чересчур медленна; она вырабатывает определенный план действий и продолжает

придерживаться его, даже если изменившиеся обстоятельства делают необходимым

совершенно иной образ действий. Кроме того, вмешательство мыслительного

центра вызывает иногда ошибочные реакции, так как он не способен понять

оттенки и отличительные