Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения

жизни, среди которых приходится жить,

трудиться и искать ответа на свои вопросы и сомнения. Эта война, великая

европейская война, в возможность которой я не хотел верить и реальности

которой долго не желал допускать, стала фактом. Мы оказались погруженными в

войну, и я видел, что ее необходимо считать великим memento mori,

показывающим, что надо торопиться, что нельзя верить в 'жизнь', ведущую в

ничто.

Кстати, о выражении 'очевидные нелепости'. Оно относится к книжке,

которая была у меня в детстве. Книжка так и называлась - 'Очевидные

нелепости', принадлежала к ступинской 'библиотечке' и состояла из таких,

например, картинок, как изображения человека с домом на спине, кареты с

квадратными колесами и тому подобное. В то время книжка произвела на меня

очень сильное впечатление - в ней оказалось много картинок, о которых я так

и не мог понять, что в них нелепого. Они выглядели в точности так, как и

обычные вещи. И позднее я стал думать, что книга на самом деле давала

картинки из подлинной жизни, потому что по мере взросления я все больше

убеждался, что вся жизнь стоит из 'очевидных нелепостей', а последующие мои

переживания только укрепили это убеждение.

Война не могла затронуть меня лично, по крайней мере, до окончательной

катастрофы, которая, как мне казалось, неизбежно разразится в России, а

может быть, и во всей Европе; но ближайшее будущее ее пока не сулило. Хотя,

разумеется, в то время эта приближающаяся катастрофа выглядела лишь

временной, и никто не мог представить всего того внутреннего и внешнего

разложения и разрушения, которое нам придется пережить.

Подводя итоги всем своим впечатлениям о Востоке и в особенности об

Индии, мне пришлось признать, что по возвращении моя проблема оказалась еще

более трудной и сложной, чем к моменту отъезда. Индия и Восток не только не

потеряли для меня своего очарования как страны 'чудесного', но, наоборот,

это очарование приобрело новые оттенки, которые раньше не были заметны. Я

ясно видел, что там можно обрести нечто, давно исчезнувшее в Европе, и

считал, что принятое мною направление было правильным. Но в то же время я

убедился, что тайна сокрыта лучше и глубже, нежели я мог до тех пор

предположить.

Отправляясь в путь, я знал, что еду искать школу или школы. Уже давно

пришел я к убеждению о необходимости школы. Я понял, что личные,

индивидуальные усилия недостаточны, что необходимо войти в соприкосновение с

реальной и живой мыслью, которая должна где-то существовать, но с которой мы

утратили связь.

Это я понимал; но сама идея школ за время моих путешествий сильно

изменилась и в одном отношении стала проще и конкретнее, а в другом -

холоднее и отдаленнее. Я хочу сказать, что для меня школы во многом утратили

свой чудесный характер.

К моменту отъезда я все еще допускал по отношению к школам многие

фантастические возможности. 'Допускал' сказано, пожалуй, слишком сильно.

Лучше сказать, что я мечтал о возможности сверхфизической связи со школами,

так сказать, на 'другом плане'. Я не мог выразить этого ясно, но мне

казалось, что даже первое соприкосновение со школой могло бы иметь чудесную

природу. Например, я воображал, что можно установить контакт со школами

далекого прошлого, со школами Пифагора, Египта, строителей Нотр-Дама и так

далее. Мне казалось, что при таком соприкосновении преграды времени и

пространства должны исчезнуть. Сама по себе идея школ была фантастической, и

ничто, относящееся к ней, не представлялось мне чересчур фантастичным. Я не

видел противоречия между этими идеями и моими попытками найти школы в Индии.

Мне казалось, что как раз в Индии можно установить некий контакт, который

впоследствии сделается постоянным и независимым от внешних препятствий.

Во время обратного путешествия, после целой серии встреч и впечатлений,

идея школы стала для меня более ощутимой и реальной, утратив свой

фантастический характер. Вероятно, это произошло потому, что, как я понял,

'школа' требует не только поиска, но и 'отбора' или выбора - я имею в виду

выбор с нашей стороны.

Я не сомневался в том, что школы существуют, но в то же время пришел к

убеждению, что школы, о которых я слышал и с которыми сумел войти в

соприкосновение, были не для меня. Эти школы откровенно религиозного