Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения

их число, они покроются золотом неравномерно, пятнами, и будут

выглядеть гораздо хуже, чем предметы, которые совсем не были позолочены.

Фактически, мы просто потеряем при этом наше золото.

'Распределение знания основано на точно таком же принципе. Если знание

дается всем, никто ничего не получает. Если оно сохраняется среди немногих,

каждый получит столько, что его будет достаточно не только для сохранения,

но и для увеличения полученного.

'На первый взгляд эта теория кажется несправедливой, ибо положение тех,

кому, так сказать, отказано в знании, чтобы другие могли получить большую

его часть, представляется очень печальным и незаслуженно более тяжелым,

нежели оно должно быть. Однако на самом деле обстоятельства совсем не

таковы, и в распределении знания нет ни малейшей несправедливости.

'Фактически, огромное большинство людей не желает никакого знания; эти

люди отказываются от своей доли и не берут даже ту его часть, которая

приходится на них в общем распределении для нужд повседневной жизни. Это

особенно очевидно во времена массовых безумств, таких, как войны, революций

и тому подобное, когда люди как будто теряют даже и ту малую крупицу

здравого смысла, которой они обладали, и превращаются в совершенных

автоматов, огромными массами отдаваясь полному уничтожению, т.е. теряя даже

инстинкт самосохранения. Вследствие этого громадные количества знания

остаются, так сказать, невостребованными и могут быть распределены среди

тех, кто понимает их ценность.

'В этом нет ничего несправедливого, потому что те, кто получает знание,

не присваивают ничего чужого, не лишают других чего бы то ни было. Они берут

только то, что отвергнуто другими как бесполезное, что все равно будет

утрачено, если они его не возьмут.

'Собирание знания некоторыми людьми вызвано тем обстоятельством, что

другие люди это знание отвергают.

'В жизни человечества бывают периоды, когда массы народа начинают

непоправимо уничтожать и разрушать все то, что создавалось веками и

тысячелетиями культуры. Эти периоды, в общем, совпадают с началом упадка

культуры и цивилизации; такие периоды массового сумасшествия, нередко

совпадающие с геологическими катаклизмами, изменениями климата и тому

подобными явлениями планетарного характера, освобождают огромное количество

знания. Это, в свою очередь, вызывает необходимость в работе по собиранию

знания, которое иначе будет утеряно. Таким образом, работа по собиранию

рассеянной материи знания часто совпадает с началом разрушения и крушения

культур и цивилизаций.

'Данный аспект вопроса ясен. Толпа не желает знания и не стремится к

нему,, а ее вожди в собственных интересах стараются усилить ее страх перед

всем новым и неизвестным, ее нелюбовь к новому. Рабство, в котором живет

человечество, основано на этом страхе. Трудно даже представить себе весь

ужас подобного рабства. Мы не понимаем, что теряют люди. Но для того, чтобы

понять причину этого рабства, достаточно увидеть, как живут люди, что

составляет цель их существования, предмет желаний, страстей и устремлений, о

чем они мечтают, о чем говорят, чему служат и чему поклоняются. Подумайте,

на что тратит деньги современное культурное человечество, даже оставляя в

стороне войну; подумайте, что требует наивысших расходов, где собираются

самые большие толпы народа. Если мы хоть на мгновение поразмыслим над этим

вопросом, нам станет ясно, что человечество в его нынешнем состоянии, с теми

интересами, которыми оно живет, не может ожидать чего-то большего по

сравнению с тем, чем оно обладает. Но, как я уже сказал, иначе дело обстоять

и не может. Если знание будет разделено между всеми, каждый получит так

немного, что останется таким же глупцом, каким и был. Однако, благодаря тому

факту, что знание хотят иметь очень немногие люди, - берущие его получают,

скажем, каждый по грану - и приобретают возможность стать более разумными.

Все стать разумными не могут, даже если бы этого и пожелали. И если бы они

действительно стали разумными, это не помогло бы делу. Существует общее

равновесие, которое невозможно нарушить.

'Таков один аспект. Другой, как я уже сказал, состоит в том, что никто

ничего и не скрывает; тут нет никакой тайны. Но приобретение или передача

истинного знания требует огромного труда и больших