Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения

что между каждыми двумя нотами существуют два полутона, за

исключением интервалов 'ми-фа' и 'си-до', где имеется только один полутон;

считается, что там один полутон выпадает.

'Таким образом, получаются двадцать нот, из которых восемь основных:

до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до

и двенадцать промежуточных, по две между каждыми из следующих двух нот:

до-ре, ре-ми, фа-соль, соль-ля, ля-си,

и по одной между каждыми из следующих двух нот:

ми-фа, си-до.

'Но на практике, т.е. в музыке, вместо двенадцати промежуточных

полутонов берется только пять, т.е. по одному полутону между:

до-ре, ре-ми, фа-соль, соль-ля, ля-си.

'Между 'ми' и 'фа', а также между 'си' и 'до' полутон вообще не

берется.

'Итак, строение музыкальной гаммы семи тонов дает схему космического

закона 'интервалов', или отсутствующих полутонов. А когда об октавах

говорится только в 'космическом' или 'механическом' смысле, 'интервалами'

называются только промежутки между 'ми' и 'фа', и 'си' и 'до'.

'Если мы полностью осмыслим закон октав, он даст нам совершенно новое

объяснение жизни в целом, прогресса и развития явлений на всех планах

вселенной, доступных нашему пониманию. Этот закон объясняет, почему в

природе нет прямых линий, а также то, почему мы не способны ни думать, ни

что-нибудь делать, почему все для нас - только мысль, почему с нами все

случается - и обычно случается особым образом, противоположным тому, чего мы

хотим или ожидаем. Все это - явные и непосредственные следствия

'интервалов', или замедлений в развитии вибраций.

'Что же в точности происходит в момент замедления вибрации? Отклонение

от первоначального направления. Октава начинается в направлении, указанном

стрелкой:

ДО РЕ МИ --------

'Но между 'ми' и 'фа' происходит отклонение: линия начинает менять

направление:

ДО РЕ МИ -------- ФА

СОЛЬ

ЛЯ

СИ

и через 'фа', 'соль', 'ля' и 'си' идет книзу, под углом к

первоначальному направлению, указанному первыми тремя нотами. Между 'си' и

'до' появляется второй 'интервал' новое отклонение и дальнейшее изменение

направления:

ДО РЕ МИ -------- ФА

СОЛЬ

ЛЯ

СИ |

|

| ДО

|

'Следующая октава дает более заметное отклонение, а следующая за ней -

еще более явственное, так что линия октав может в конце концов сделать

полный поворот и идти в направлении, противоположном первоначальному:

См. 07-1.gif

'Развиваясь далее, линия октав, или линия развития вибраций, может

вернуться к своему первоначальному направлению, иными словами, совершить

полный круг.

'Этот закон показывает, почему в нашей деятельности никогда не бывает

прямых линий, почему, начав делать что-то одно, мы постоянно делаем что-то

совершенно иное, нередко противоположное первому, хотя сами этого не

замечаем и продолжаем думать, что делаем то самое, что начали.

'Все эти и многие другие вещи можно объяснить с помощью закона октав

вместе с пониманием роли и значения 'интервалов', которые то и дело меняют

развитие силы, направляют ее по ломаной линии, поворачивают, превращают в

'собственную противоположность' и так далее.

'Такой ход событий, т.е. перемену направления, можно наблюдать во всем.

После периода энергичной деятельности, или сильной эмоции, или правильного

понимания, наступает реакция; работа становится нудной и утомительной: в

чувство вкрадываются элементы усталости и безразличия; вместо правильного

мышления начинаются поиски компромиссов, подавление трудных проблем или

бегство от них. Но линия продолжает развиваться, хотя уже и не в том

направлении, что вначале. Работа становится механической, чувство

ослабевает, снижается до уровня обыденных событий, мысль становится

догматической, буквальной. Так продолжается некоторое время, затем опять

наступает реакция, происходит остановка и новое отклонение. Развитие силы

может продолжаться, а работа, начатая с великим рвением и энтузиазмом,

становится обязательной и бесполезной формальностью; в чувство входит

множество посторонних элементов: беспокойство, утомление, раздражение,

враждебность; мысль движется по кругу, повторяя то, что уже известно, и

найти выход из этого положения становится все труднее