Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения

вызвали в наших группах множество

разговоров. Многих оттолкнуло то, что Гурджиев сказал о Христе, о Тайной

Вечере; другие, напротив, почувствовали в этом какую-то истину, которой

никогда не смогли бы достичь самостоятельно.

ГЛАВА 6

Беседа о целях. - Может ли учение преследовать определенную цель? -

Цель существования. - Личные цели - предвидение будущего, существование

после смерти, господство над самим собой, достижение уровня подлинного

христианина, помощь человечеству, прекращение войн. - Объяснения Гурджиева.

- Судьба, случай и воля. - 'Безумные машины'. Эзотерическое христианство. -

Что может быть целью человека? - Причины внутреннего рабства. - С чего

начинается путь к освобождению? - 'Познай самого себя!'. - Разное понимание

этой идеи. - Самоизучение. - Как изучать себя? - Самонаблюдение. -

Регистрация и анализ. - Фундаментальный принцип работы человеческой машины.

- Четыре центра: мыслительный, эмоциональный, двигательный, инстинктивный.

Различие работы разных центров. - Создание изменений в работе машины. -

Нарушение равновесия. - Как машина восстанавливает свое равновесие? -

Случайные перемены. - Неправильная работа центров. - Воображение. - Грезы. -

Привычки. - Противодействие привычкам в целях самонаблюдения. - Борьба

против выражения отрицательных эмоций. Регистрирование механистичности. -

Изменения как следствие правильного самонаблюдения. - Идея двигательного

центра. - Обычная классификация действий человека. - Классификация,

основанная на делении центров. - Автоматизм. Инстинктивные действия. -

Различие между инстинктивными и двигательными функциями. - Деление эмоций. -

Разные уровни центров.

Одна из следующих лекций началась с вопроса, заданного Гурджиеву одним

из присутствующих: какова цель его учения?

- Конечно, у меня есть моя собственная цель. - сказал Гурджиев. - Но вы

должны разрешить мне сохранить о ней молчание. В настоящее время моя цель не

может иметь для вас значения, потому что для вас гораздо важнее определить

свою собственную цель. Учение само по себе не может преследовать какую-либо

цель. Оно может только показывать людям наилучший путь к достижению тех

целей, которые у них есть. Вопрос о цели - очень важный вопрос. Пока человек

не определит для себя свою цель, он не может даже и начать что-то 'делать'.

Как же возможно что-нибудь 'делать', не имея цели? 'Делание' прежде всего

предполагает цель.

- Но ведь вопрос о цели существования - один из самых трудных вопросов

философии, - сказал кто-то из присутствующих. - А вы хотите, чтобы мы начали

с решения этого вопроса. Быть может, мы и пришли-то сюда потому, что ищем

ответа на него; а вы ожидаете, что мы заранее знаем, как на него ответить.

Если человек знает это, он, в сущности, знает все.

- Вы меня не поняли, - возразил Гурджиев. - Я вовсе не имел в виду

философского понимания цели существования. Человек не знает ее и не может

узнать, пока он остается тем, чем сейчас является. Прежде всего, дело здесь

в том, что существует не одна цель бытия: их несколько. Наоборот, попытка

дать ответ на этот вопрос, пользуясь обычными методами, безнадежна и

бесполезна. А я спрашивал о совершенно иной вещи - о вашей личной цели, о

том, чего хотите достичь вы, а не о том, какова причина вашего

существования. Каждый должен иметь собственную цель: одному нужно богатство,

другому - здоровье, третий желает Царства Небесного, четвертый хочет стать

генералом - и так далее. Вот о целях такого рода я вас и спрашиваю. Если вы

скажете мне, какова ваша цель, я смогу сказать вам, идем ли мы по одной и

той же дороге.

'Подумайте о том, как вы сформулировали для себя свою собственную цель

до того, как пришли сюда.'

- Я сформулировал свою цель вполне ясно еще несколько лет назад, -

сказал я. - Я говорил себе, что желаю знать будущее. Изучив этот вопрос

теоретически, я пришел к заключению, что будущее можно узнать; и несколько

раз мне даже удавались попытки точного предсказания будущего. Из этого я

сделал вывод, что мы должны знать будущее, что мы имеем на это право; и пока

мы не знаем будущего, мы не сумеем устроить свою жизнь. Для меня с этим

вопросом связано очень многое. Я, например, считал, что человек может и

имеет право знать в точности, сколько времени ему дано, каким количеством

времени он располагает,