Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения

так и неправильной работы. Он может стать номером пятым из

номера четвертого; но он может стать номером пятым, не побывав номером

четвертым. В этом случае он не способен развиваться далее, стать номером

шестым и седьмым. Чтобы сделаться номером шестым, он должен вновь расплавить

свою выкристаллизовавшуюся сущность, намеренно утратить свое бытие в

качестве человека номер пять. Этого можно достичь только путем ужасных

страданий. К счастью, такие случаи неправильного развития бывают очень

редко.

'Деление человека на семь категорий, или семь номеров, объясняет тысячи

явлений, которые иначе понять невозможно. Это деление дает верное понятие об

относительности в приложении к человеку. Вещи могут быть одними или другими

в зависимости от рода того человека, с точки зрения которого они

воспринимаются или по отношению к которому они берутся.

'В соответствии с этим все внутренние и внешние проявления человека,

все, что принадлежит человеку, все, что им создано, также делится на семь

категорий.

'Теперь можно сказать, что существует знание номер один, основанное на

подражании или инстинктах, заученное, втиснутое в человека, сообщенное ему

долгими упражнениями. Человек номер один, если он таков в полном смысле

слова, заучивает все наподобие попугая или обезьяны.

'Знание человека номер два - это просто знание того, что ему нравится;

а того, что ему не нравится, он не знает. Всегда и во всем: он желает

чего-то приятного. Если же это больной человек, он будет, напротив, знать

только то, что ему неприятно, что его отталкивает, пробуждает в нем страх,

ужас, отвращение.

'Знание человека номер три - это знание, основанное на

субъективно-логическом мышлении, на словах, на буквальном понимании. Это

знание книжного червя и схоласта. Человек номер три, например, подсчитал,

сколько раз каждая буква арабского алфавита повторяется в Коране Магомета; и

обосновал на этом целую систему толкования Корана.

'Знание человека номер четыре представляет собой род знания, весьма

отличный от предыдущих. Это знание, исходящее от человека номер пять,

который в свою очередь получает его от человека номер шесть; а к тому оно

поступает от человека номер семь. Но, конечно, человек номер четыре

усваивает из этого знания только то, что он может усвоить сообразно своим

силам. По сравнению с человеком номер один, два и три человек номер четыре

начал уже освобождаться от субъективных элементов в своем знании, начал

движение по пути к объективному знанию.

'Знание человека номер пять - это целостное, неделимое знание. Он имеет

одно неделимое Я, и все его знание принадлежит этому Я. Он не может иметь

одно 'я', которое будет желать чего-то такого, что неизвестно другому 'я'.

То, что он знает, знает все его существо в целом. Его знание ближе к

объективному знанию, чем знание человека номер четыре.

'Знание человека номер шесть - это полное знание, какое только возможно

для человека; но его еще можно утратить.

'Знание человека номер семь - это его собственное знание, которое

невозможно от него отобрать; это объективное и целиком практическое знание

Всего.

'Совершенно так же обстоит дело и с бытием. Есть бытие человека номер

один, который Живет инстинктами и ощущениями; есть бытие человека номер два,

так сказать, бытие сентиментального, эмоционального человека; есть бытие

человека номер три, бытие рационалиста, человека теоретического ума, и так

далее. Совершенно ясно, почему знание не должно быть далеким от бытия.

Человек номер один, два или три - и причиной тому его бытие - не

воспринимает знание человека номер четыре, пять и выше. И что бы вы ему ни

дали, он станет объяснять это на свой лад, принижая любую идею до того.

уровня, на котором находится сам.

'Тот же порядок деления на семь категорий следует применять ко всему,

что относится к человеку. Есть искусство номер один, т.е. искусство человека

номер один, подражательное и копирующее, грубо примитивное и чувственное,

такое как музыка и пляски первобытных народов. Есть искусство номер два -

сентиментальное искусство; есть искусство номер три, интеллектуальное и

надуманное; должны существовать также искусство номер четыре, пять и так

далее.

'В таком же соответствии стоят друг к другу разные