Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения

под властью всех

явлений, происходящих вокруг; и если он станет свободным от окружающего, он

сможет затем освободиться и от влияний планет.

'Свобода, освобождение - вот что должно быть целью человека. Стать

свободным, избавиться от рабства - вот к чему должен стремиться человек,

если он хотя бы отчасти осознает свое положение. Для него более ничего не

существует; и пока он остается рабом как во внутренней, так и во внешней

жизни, все остальное невозможно. Но он не в состоянии избавиться от рабства

во внешней жизни, пока остается рабом во внутренней. Поэтому для того, чтобы

сделаться свободным, человек должен завоевать внутреннюю свободу.

'Первая причина внутреннего рабства человека - это его невежество, -

прежде всего, незнание самого себя. Без знания себя, без понимания работы и

функций своей машины человек не в состоянии управлять собой, не в состоянии

быть свободным; а без этого он навсегда останется рабом и игрушкой

действующих на него сил.

'Вот почему во всех древних учениях первым требованием в начале пути к

освобождению было правило: ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ!

'Теперь мы поговорим об этих словах.'

Следующая лекция началась прямо со слов: ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ!

- Эти слова, - сказал Гурджиев, - обыкновенно приписываемые Сократу, на

деле лежат в основе многих систем и школ, гораздо более древних, чем школа

сократиков. Несмотря на то, что современной мысли известно о существовании

этого принципа, она весьма неясно представляет себе его смысл и значение.

Заурядный человек нашего времени, даже имеющий философские и научные

интересы, не понимает, что принцип 'Познай самого себя!' говорит о

необходимости познания собственной машины - 'человеческой машины'. Машины

всех людей устроены более или менее одинаково; поэтому человек прежде всего

должен изучить структуру, функции и законы своего организма. В человеческой

машине все так взаимосвязано, одна вещь настолько зависит от другой, что

совершенно невозможно изучать какую-нибудь функцию без того, чтобы не

рассматривать при этом и все другие. Чтобы знать одно, необходимо знать все.

Знать все о человеке возможно, но это требует много времени и труда. Прежде

всего, для такого познания необходимо применение правильных методов; не

менее важно при этом и правильное руководство.

'Принцип 'Познай самого себя!' заключает в себе очень богатое

содержание. Он требует, во-первых, чтобы человек, желающий познать себя,

понимал, что это значит, с чем это связано, что из этого с необходимостью

вытекает.

'Знание себя - великая, но в то же время очень неясная и далекая цель.

В своем нынешнем состоянии человек далек от самопознания. Поэтому, строго

говоря, нельзя даже и определить его цель как самопознание. Важнейшей его

целью должно стать изучение себя, а более близкой и простой - начало

самоизучения и правильного самопознания.

'Изучение себя - это работа, это путь, который ведет к самопознанию.

'Но для того, чтобы изучать себя, человеку нужно сперва узнать, как это

делать, с чего начинать, какие методы применять. Человек должен выучиться

принципам самоизучения, ознакомиться с его методами.

'Главный из этих методов - самонаблюдение. Без правильно применяемого

самонаблюдения человек не поймет связь и соотношение между разнообразными

функциями своей машины, никогда не поймет, как и почему в каждом отдельном

случае с ним все 'случается'.

'Но для того, чтобы научиться методам самонаблюдения, чтобы научиться

правильному самоизучению, требуется некоторое понимание функций и

характерных признаков человеческой машины. Таким образом, наблюдая функции

этой машины, необходимо усвоить, как быстро и точно определить эти функции.

Такое определение должно быть не словесным, а внутренним: по вкусу, по

ощущениям - совершенно таким же, каким бывает у нас определение внутренних

переживаний.

'Есть два метода самонаблюдения: анализ или попытка анализа, т.е.

попытка найти ответы на вопросы, отчего происходит то или иное явление,

почему существует такая зависимость; второй метод - это регистрация, просто

'запись' в уме того, что наблюдается в данный момент.

'Самонаблюдение, особенно вначале, никоим образом не должно становиться

анализом или попыткой анализа. Анализ станет возможным лишь гораздо позднее,

когда человек узнает все