Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения

- Воображение. -

Будильники. Организованная работа. - Группы. - Можно ли работать в группах

без учителя? - Работа по самоизучению в группах. Зеркала. - Обмен

наблюдениями. - Общие и индивидуальные условия. - Правила. - 'Главный

недостаток'. - Понимание собственного ничтожества. - Опасность подражания в

работе. - 'Преграды'. - Истина и ложь. - Искренность с самим собой. -

Усилия. - Аккумуляторы. - Большой аккумулятор. - Интеллектуальная и

эмоциональная работа. - Необходимость чувства. - Чувством можно понять то,

чего нельзя понять умом. - Эмоциональный центр - более тонкий аппарат,

нежели интеллектуальный центр. - Объяснение зевания в связи с

аккумуляторами. - Роль и значение смеха в жизни. Отсутствие смеха, в высших

центрах.

ГЛАВА 12

Работа в группах становится более напряженной. - Ограниченный

'репертуар ролей'. - Выбор между работой над собой и 'спокойной жизнью'. -

Трудности повиновения. - Место 'задач'. - Гурджиев дает определенную задачу.

- Реакция друзей на идеи. - Система выявляет лучшее или худшее в людях. -

Как люди могут подойти к работе? - Подготовка. Необходимо разочарование. -

Больной вопрос для человека. Переоценка друзей. - Беседа о типах. - Гурджиев

дает дальнейшую задачу. - Попытки рассказать историю своей жизни. -

Интонации. - 'Сущность' и 'личность'. - Искренность. - Гурджиев обещает

ответить на любой вопрос. 'Вечное возвращение'. - Опыт по отделению личности

от сущности. - Беседа о поле. - Пол как главная движущая сила всей

механичности. - Пол как главная возможность освобождения. - Новое рождение.

- Трансмутация половой энергии. - Злоупотребление полом. - Полезно ли

воздержание? Правильная работа центров. - Постоянный центр тяжести.

ГЛАВА 13

Напряженность внутренней работы. - Подготовка к 'фактам'. - Посещения

Финляндии. - 'Чудо' начинается. 'Мысленные разговоры' с Гурджиевым. - 'Вы не

спите'. Вид 'спящих людей'. - Невозможность исследовать высшие явления

обычными методами. - Изменившийся взгляд на 'методы действия'. - 'Главная

черта'. - Гурджиев определяет главные черты людей. - Реорганизация группы. -

Те, кто оставляет работу. - Между двумя стульями. - Трудность возвращения

назад. - Квартира Гурджиева. - Реакция на молчание. - 'Видна ложь'. -

Демонстрация. - Как пробудиться? - Как создать необходимое эмоциональное

состояние? - Три пути. - Необходима жертва. - 'Пожертвовать своим

страданием'. - Расширенная 'таблица видов водорода'. - 'Движущаяся

диаграмма'. - 'У нас очень мало времени'.

ГЛАВА 14

Трудность передачи 'объективных истин' обычным языком. - Объективное и

субъективное знание. - Единство в многообразии. - Передача объективного

знания. - Высшие центры. - Мифы и символы. - Словесные формулы. - 'Как

вверху, так и внизу'. - 'Познай самого себя!' - Двойственность. -

Преобразование двойственности. - Линия воли. - Четверица. - Пятерица. -

Конструкция пентаграммы. - Пять центров. - Печать Соломона. - Символика

чисел, геометрических фигур, букв и слов. - Дальнейшие образцы символики. -

Правильное и неправильное понимание символов. - Уровень развития. - Союз

знания и бытия: Великое Делание. - 'Никто не может дать человеку того, чем

он не обладал раньше'. - Достижение только благодаря собственным усилиям. -

Различные известные 'линии', пользующиеся символогией. - Данная система и ее

место. - Один из главных символов учения. - Энеаграмма. - Закон семи в его

единстве с законом трех. - Рассмотрение энеаграммы. - 'Того, что человек не

может вложить в энеаграмму, он не понимает'. Символ в движении. -

Переживание энеаграммы в движении. - Упражнения. - Универсальный язык. -

Объективное и субъективное искусство. - Музыка. - Объективная музыка

основана на внутренних октавах. - Механическое человечество может иметь

только субъективное искусство. - Различные уровни человеческого бытия.

ГЛАВА 15

Религия есть относительное понятие. - Религии соответствуют уровню

бытия человека. - 'Может ли помочь молитва?' - Учиться молитве. - Общее

невежество относительно христианства. - Христианская церковь как школа.

Египетские 'школы повторения'. - Важность обрядов. 'Техника религии'. - Где

в человеке звучит слово 'я'? - Две части подлинной религии; чему учит каждая

из них, -