Карлос Кастанеда

Активная сторона бесконечности

часов. Я подумал, что заданием этого дня будет просто ходить.

В конце концов он остановился и сел на затененной стороне предгорий.

- Тебе пора начать один из самых больших магических проектов, -

сказал дон Хуан.

- О каком магическом проекте ты говоришь, дон Хуан? - спросил я.

- Он называется перепросмотром, - древние маги называли его

пересказыванием событий своей жизни, и для них это началось как простая

техника, вспомогательное средство для вспоминания того, что они делали и

говорили своим ученикам. Для их учеников эта техника имела ту же

ценность: она позволяла им вспоминать, что их учителя сказали и сделали.

Потребовались ужасные социальные потрясения, например несколько раз быть

завоеванными и побежденными, прежде чем маги древности поняли, что их

техника имеет куда более далеко идущие последствия.

- Дон Хуан, ты говоришь о завоевании испанцами? - спросил я.

- Нет, - сказал он. - Это было только завершающей нотой. Были и

другие потрясения до этого, более разрушительные. Когда испанцы сюда

добрались, магов древности уже не было. Их ученики, пережившие другие

потрясения, были к тому времени очень осмотрительными. Они знали, как о

себе позаботиться. Именно это новое поколение магов переименовало

технику магов древности и назвало ее перепросмотром.

- Время необыкновенно дорого стоит, - продолжал он. - Вообще для

магов время материально. Для меня вызов в том, что за очень сжатое время

я должен впихнуть в тебя все, что известно о магии как абстрактном

занятии, но, чтобы это сделать, мне нужно построить в тебе необходимое

для этого пространство.

- Какое пространство? О чем ты говоришь, дон Хуан?

- Маги исходят из того, что, для того чтобы внести что-то, должно

быть пространство, куда это вносить, - сказал он. - Если ты наполнен до

краев предметами повседневной жизни, то нет места ни для чего нового.

Это пространство нужно построить. Ты понимаешь, что я имею в виду? Маги

древности считали, что перепросмотр своей жизни создает это пространство.

Он действительно делает это и, конечно, еще очень многое.

- Маги выполняют перепросмотр очень формальным способом, -продолжал

он. - Он состоит в составлении списка всех людей, которых они встречали,

от настоящего времени до самого начала их жизни. Когда у них есть этот

список, они берут первого человека в нем и вспоминают все, что могут, об

этом человеке. И я имею в виду все, каждую деталь. Лучше

перепросматривать от настоящего к прошлому, потому что воспоминания

настоящего свежи, и таким образом заостряется способность вспоминать.

Практикующие занимаются тем, что вспоминают и дышат. Они медленно и

осознанно вдыхают, помахивая головой как веером справа налево, едва

заметным поворотом, и аналогично выдыхают.

Он сказал, что вдохи и выдохи должны быть естественными; если они

слишком быстрые, можно войти в режим того, что он назвал утомляющим

дыханием: дыханием, после которого нужно нормально дышать, чтобы

успокоить мускулы.

- И что ты предлагаешь мне делать со всем этим, дон Хуан? - спросил

я.

- Начни сегодня составлять свой список, - сказал он. - Раздели его

по годам, по профессиям, составь его в любом порядке, но сделай его

последовательным, начиная с самого недавнего человека, и закончи мамой и

папой. А затем вспомни все о них. Хватит разговоров. По мере практики ты

поймешь, что ты делаешь.

В мой следующий визит в дом дона Хуана я сказал ему, что я

добросовестно занимался прохождением через события моей жизни и что мне

очень трудно придерживаться такой жесткой формы и идти по списку людей

по очереди. Как правило, мой перепросмотр швырял меня во все стороны. Я

позволял событиям определять направление моего вспоминания. Я по своей

воле стал придерживаться широких отрезков времени. Например, я начал с

людей с факультета антропологии, но позволил своим воспоминаниям

перенести меня куда угодно во времени, из настоящего до того дня, когда

я начал учиться в Калифорнийском университете.

Я рассказал дону Хуану, что обнаружил странную вещь, которую

совершенно забыл, - что мне и в голову не приходило подумать об УКЛА,

пока однажды соседка моей подружки по колледжу не приехала в

Лос-Анджелес и мы не встретили ее в аэропорту. Она собиралась изучать

музыковедение в УКЛА. Ее самолет прибыл после обеда, и она попросила

меня, чтобы я отвез ее в университет, чтобы взглянуть на то место, где

она собирается провести следующие четыре года своей жизни. Я знал, где

университет, потому что я столько раз проезжал мимо его ворот на

бульваре