Карлос Кастанеда

Активная сторона бесконечности

Ты выполнил все, о чем я говорил тебе, прилежно и точно. Если ты

и талантлив, то сумел скрыть это. Возможно, это твой стиль. Ты не

медлителен, но действуешь так, как медлительные люди. Ты очень уверен в

себе, нo ведешь себя, словно ты беззащитен. Ты не робок, но производишь

впечатление, будто боишься людей. Все то, что ты делаешь, указывает

только на одно - ты должен все это разбить. Безжалостно.

- Но каким образом, дон Хуан? Что ты имеешь в виду? - спросил я

взволнованно.

- Я думаю, что все сводится к одному поступку, - ответил он. - Ты

должен покинуть своих друзей. Ты должен распрощаться с ними по-хорошему.

Ты не сможешь продолжать идти путем воина, неся за плечами свою личную

историю. И если ты не покончишь с прежним образом жизни, то не сможешь

следовать моим наставлениям.

- Минутку, минутку, минутку, дон Хуан, - сказал я. - Мне нужно

прийти в себя. Ты требуешь от меня слишком многого. По правде говоря, я

не уверен, что смогу все это сделать. Мои друзья - это моя семья. Моя

точка отсчета.

- Точно, точно, - заметил он, - твоя точка отсчета. Именно поэтому

с ними следует расстаться. У магов только одна точка отсчета -

бесконечность.

- Но как я могу это сделать? - спросил я жалобно. Его требование

выводило меня из равновесия.

- Ты можешь просто уйти, - сказал он равнодушно. - Уйти любым

возможным путем.

- Но куда я пойду? - спросил я.

- Я бы посоветовал тебе снять номер в одной из тех жалких гостиниц,

которые тебе хорошо известны, - ответил он. - Чем безобразнее заведение

- тем лучше. Если в комнате постелен ковер болотного цвета, на окнах

висят шторы болотного цвета, а стены оклеены такими же обоями, тогда эта

гостиница может сравниться с той, которую я показал тебе как-то в

Лос-Анджелесе.

Я издал нервный смешок, вспоминая нашу поездку с доном Хуаном по

промышленным районам Лос-Анджелеса, где можно было найти только склады и

обветшалые гостиницы для проезжающих. Одна из гостиниц особо привлекла

внимание дона Хуана благодаря помпезному названию - "Эдуард Седьмой". Мы

остановились напротив, чтобы лучше рассмотреть ее.

- Вот эта гостиница, - произнес дон Хуан, указывая на здание, -

представляется мне подлинным олицетворением жизни среднего человека на

Земле. Если ты удачлив и безжалостен, то снимешь здесь комнату с окном,

выходящим на улицу, чтобы наблюдать из окна за нескончаемым шествием

человеческих бед. Если ты не столь удачлив или не столь безжалостен, то

снимешь себе внутреннюю комнату с окном, глядящим на глухую стену

соседнего дома. Подумай о том, что это значит - провести всю жизнь,

разрываясь между двумя такими видами. Завидуя виду на улицу, если живешь

во внутренней комнате, и завидуя виду на стену если поселился в наружной

и устал смотреть на мир.

Метафора дона Хуана вызвала во мне бесконечное беспокойство, так

как я принял ее близко к сердцу.

Сейчас же, столкнувшись с возможностью поселиться в гостинице,

сравнимой с "Эдуардом Седьмым" я не знал что и сказать, куда отправиться.

- Что ты предлагаешь мне там делать, дон Хуан? - спросил я.

- Магу нужно такое место, чтобы умереть, - сказал oн глядя на меня

и не мигая. - Ты никогда не был один в своей жизни. Сейчас пришло время

сделать это. Ты будешь осваться в этой комнате, пока не умрешь.

Подобный совет испугал меня, но и вызвал приступ смеха.

- Не могу сказать, что собираюсь так поступить, дон Хуан, - сказал

я. - Но каков критерий того, что я мертв? Если ты действительно не

хочешь моей физической смерти.

- Нет, - ответил тот. - Я не хочу, чтобы твое тело умерло физически.

Я хочу, чтобы умерла твоя личность. Это две совершенно разные вещи. По

существу, твоя личность имеет очень мало общего с твоим телом. Твоя

личность - это твой разум, и поверь мне, что твой разум не является

твоим.

- Что это за ерунда, дон Хуан, что мой ум не мой? - услышал я свой

собственный голос, в котором появилась нервозная гнусавость.

- Я расскажу тебе как-нибудь об этом предмете, но не тогда, когда

ты еще думаешь о своих друзьях.

- Критерий, по которому можно определить, что маг мертв, -

продолжал дон Хуан, - определяется тем, что ему становится безразлично,

находится он в обществе или один. Твоя личность умрет в тот день, когда

ты перестанешь жаждать компании своих друзей и прикрываться своими

друзьями как щитом. Что скажешь на это? Согласен сыграть?

- Я не способен на это, дон Хуан, - ответил я. - Бесполезно

пытаться лгать тебе. Я не смогу покинуть своих друзей.

- Это совершенно нормально, - сказал