Говард Ф.Лавкрафт

За гранью времен

ведомый кем-то очень далеким от нас, кем-то скрывающимся в

неизмеримых глубинах времен? Не имели ли мы дела с чудовищными

экспериментами, источник и смысл которых лежали за гранью человеческого

понимания?

Таковы были лишь некоторые из вопросов, мучивших меня в те часы, когда

моя фантазия особенно распалялась под влиянием сделанных мною открытий и

следующих отсюда предположений и домыслов. И все же было бы нелепым отрицать

наличие какой-то связи между легендами незапамятной древности и сравнительно

недавними проявлениями странной амнезии, жертвы которой -- точно так же, как

и лечившие их врачи -- не имея никакого понятия о других поденных случаях,

везде описывали одни и те же индивидуальные симптомы, во всех деталях

совпадавшие с моими.

Я по сей день опасаюсь пускаться в рассуждения относительно природы

моих снов, становившихся со временем все более навязчивыми. В них все чаще

начали проглядывать зловещие признаки безумия, и я порой всерьез тревожился

за свое душевное здоровье. Быть может, я имел дело с особого рода

заблуждением, характерным для всех вообще людей, переживших временную потерю

памяти? Не исключено, что первопричиной этого явились попытки нашего

подсознательного существа заполнить образовавшийся вдруг пробел некими

порожденными внутри нас самих псевдовоспоминаниями.

Данной точки зрения -- хотя мне лично больше нравилась альтернативная

теория фольклорных традиций -- придерживались многие психиатры, помогавшие

мне в поисках идентичных клинических случаев и разделявшие мое изумление по

поводу их несомненного сходства с моим собственным. Они не считали это

состояние сумасшествием в чистом виде, классифицируя его скорее как одну из

форм нервного расстройства. Полностью одобряя мою склонность изучать и

анализировать это явление вместо того, чтобы попытаться забыть его или

скрыть, они расценивали такие действия как абсолютно нормальные и правильные

с точки зрения принципов психологии. С особым интересом я прислушивался к

словам тех врачей и ученых, которые обследовали меня еще в период, когда моя

физическая оболочка принадлежала другой личности.

Первые признаки моего расстройства не имели характера визуальных

образов -- это были уже упомянутые мной неясные и абстрактные ощущения. В

частности, у меня постепенно развился страх перед самим собой, точнее --

перед собственным телом. Я всячески избегал смотреть на него, как будто

ожидал увидеть нечто совершенно чужое и непередаваемо отвратительное. Когда

я все же решался опустить взгляд и видел свои ноги -- обычные человеческие

ноги в серых или голубых брюках -- я испытывал огромное облегчение, хотя для

того, чтобы совершить сей нехитрый поступок, мне каждый раз приходилось

выдерживать нелегкую внутреннюю борьбу. Я старательно отворачивался от

попадавшихся на моем пути зеркал и всегда брился только в парикмахерских.

Далеко не сразу я уловил связь между этими явлениями и мимолетными

зрительными галлюцинациями, к тому времени также начавшими меня

преследовать. Впервые я это понял, когда почувствовал, как некая внешняя

сила пытается искусственно отгородить отдельные участки моей памяти.

Эти короткие, как вспышка, галлюцинации, безусловно, имели особый

глубинный смысл и непосредственно касались крайне важных для меня вещей, но

чье-то постороннее вмешательство не оставляло мне никаких надежд проникнуть

в этот смысл и разгадать суть этих вещей. Нечто непонятное творилось и со

временем, раз за разом я отчаянно и безуспешно пытался расположить обрывки

видений хоть в какой-то хронологической последовательности.

Сами видения были поначалу скорее просто непривычными, нежели

наводящими ужас. Мне казалось, что я нахожусь внутри огромного помещения,

величественные каменные своды которого едва виднеются в вышине.

Монументальность и строгая форма арочных перекрытий чем-то напоминали

постройки времен Римской империи. Я разглядел колоссальных размеров

полукруглые окна, гигантские двери и множество пьедесталов или столов,

каждый высотой с обычную комнату. Длинные полки из темного дерева тянулись

вдоль стен и были заняты рядами непомерно больших фолиантов с

иероглифическими символами на корешках.

Все видимые участки каменной кладки были покрыты затейливой резьбой --

изогнутые линии,