Говард Ф.Лавкрафт

За гранью времен

помогло

найти ему рациональное психологическое объяснение, выработав нечто вроде

иммунитета, который с течением времени еще более укрепился за счет такого

немаловажного фактора, как сила привычки. Хотя это средство не могло

полностью уберечь меня от изредка повторявшихся приступов страха, в целом

после 1922 года я чувствовал себя значительно лучше, вел нормальный образ

жизни, много работал, не забывая при этом следить за своим здоровьем.

Спустя еще несколько лет я пришел к убеждению, что мой опыт -- включая

сюда также описания сходных случаев болезни и соответствующие детали

фольклора -- должен быть обобщен и опубликован, что может оказаться неплохим

подспорьем для студентов, всерьез интересующихся психологией. Тотчас

взявшись за дело, я подготовил серию статей, в которых достаточно сжато

передал суть своей теории, приложив к этому ряд собственноручных набросков

пейзажей, живых существ, декоративных мотивов и иероглифов, сделанных мною

на основании всего увиденного в снах.

Статьи эти печатались на протяжении 1928-1929 годов в нескольких

номерах "Журнала Американского Психологического Общества", но не привлекли к

себе особенно большого внимания. Я же все эти годы продолжал записывать

содержание своих снов, несмотря на то, что растущая кипа дневников начала

уже причинять мне определенные неудобства.

10 июля 1934 года я получил письмо, которое мне переслали из

Психологического Общества и которое положило начало кульминационной фазе

всей этой безумной истории. На конверте стоял штемпель "Пилбарра, Западная

Австралия", а подпись под обратным адресом принадлежала -- я специально

навел справки -- горному инженеру, пользовавшемуся в своих кругах весьма

неплохой репутацией. Кроме собственно письма в конверте оказалось несколько

фотографий -- все это вкупе произвело на меня ошеломляющее впечатление, о

котором читатель может хотя бы приблизительно догадаться, ознакомившись с

прилагаемым ниже текстом.

Сперва я, сказать по правде, отнесся к этому с известной долей

скептицизма, ибо, даже и предполагая, что в основе некоторых древних легенд

могут лежать вполне реальные факты, я все же не был готов ко встрече с

осязаемыми свидетельствами существования этого мира, порожденного, казалось

бы, моим больным воображением. Сильнее всего на меня подействовали

фотографии, подлинность которых не вызывала ни малейших сомнений -- я увидел

лежащие среди песков огромные, наполовину уже разрушившиеся под вилянием

ветров, воды и солнца каменные блоки с характерным изгибом верхней плоскости

и соответствующей по форме выемкой в ее нижней части.

Разглядывая снимки через увеличительное стекло, я среди множества

трещин и выбоин обнаружил следы хорошо мне знакомых рисунков и иероглифов --

тех самых, что почти каждую ночь появлялись в моих сновидениях!

Но вот письмо, пусть оно говорит само за себя:

49 Дампир-стрит,

Пулбарра, Зап.Австралия

18 мая 1934 года

"30 Е. 41-я стрит.

Ньо-Йорк, США

В Американское Психологическое Общество

для передачи

профессору Н.У. Пизли

Уважаемый сэр,

Недавний разговор в Перте с доктором Е. М. Бойли и несколько журналов с

вашими статьями, которые он мне только что переслал, навели меня на мысль

обратиться к вам с этим письмом. Речь пойдет об одной интересной находке в

Большой Песчаной

Пустыне10 к востоку

от наших золотоносных месторождений. Находка эта, как мне кажется, имеет

определенное отношение к изложенным вами оригинальным легендам о древних

каменных городах, стены которых украшались особыми геометрическими узорами и

иероглифическими письменами.

Среди местных туземцев издавна ходили разговоры о "больших камнях с

рисунками", вызывавших у них суеверный страх. Они обычно связывали эти камни

со своими традиционными мифами о Буддайе, гигантском старике, который вот

уже много веков спит, положив голову на руку, глубоко под землей, но однажды

обязательно проснется и проглотит весь этот мир вместе с его обитателями.

Мне также приходилось слышать старые полузабытые сказки об огромных

подземных домах из камня, где коридоры все время спускаются вниз, и где с

людьми происходят страшные и непонятные вещи. Туземцы рассказывают, что

когда-то давно