Элфорд Алан

Боги нового тысячелетия

чрезвычайно впечатлителен. Социологи полагают, что большую часть культурных навыков и представлений о моральных ценно- стях человек приобретает в возрасте до 10 лет. А в этом возрасте детей не поощряют подвергать сомнению то, что им говорят взрослые.

Лет с 15 мы начинаем приобретать научные познания, ко- торые подчас расходятся с нашим религиозным воспитанием. К сожалению, мало кто пытается осмыслить это противоречие. И действительно, кто может выкроить свободное время для фило- софствования, когда все обременены работой, семейными за- ботами и рутиной обыденной жизни? Поэтому вопросы о Боге неизбежно отодвигаются на задний план. Таким образом, боль- шая часть людей во взрослом возрасте твердо убеждена, что Иисус - сын единого Бога, и чаще всего имеет весьма туман- ное представление о Боге Ветхого Завета. Итак, постулат о еди- ном Боге у нас принимается безоговорочно и укореняется в со- знании поколений - в отличие от других стран, где религия, например индуизм, продолжает признавать множество различ- ных богов.

Учитывая такой идеологический фон, неудивительно, что наши представления заставляют нас противиться мысли о том, что человек был создан многими богами. Такое предположение представляется нам чуждым и бессмысленным. Но в действи- тельности это вопрос терминологии. В наших словарях имеется два главных определения Бога. Первое - это Высший Вечный Бессмертный Бог, которого мы все при некоторых небольших различиях в общем и целом воспринимаем одинаковым образом.

И второе значение, когда слово бог пишется с маленькой бук- вы, - сверхъестественное существо, либо изображение его, или его идол. Само слово сверхъестественное наводит на мысль о чем-то ненаучном и нереальном. Когда мы пытаемся предста- вить себе, что йоги присутствовали при процессе Сотворения или при Потопе, наш интеллект автоматически отбрасывает эту идею.

Чтобы преодолеть этот терминологический барьер, давайте рассмотрим вкратце один современный миф о богах - порази- тельную, но абсолютно достоверную историю о культе само- летных грузов.

В 1930-е годы американские и австралийские самолеты вре- мя от времени пролетали над отдаленными районами Новой Гвинеи. Они сбрасывали груз в джунглях для наступающих войск.

Летчики из экипажей встречались с местными туземцами, ди- карями, которые были обычно полностью изолированы от внеш- него мира. Летчики часто дарили туземцам кое-что из привезен- ного груза - жевательную резинку, кока-колу и другие образ- цы предметов современной цивилизации. Такая щедрость про- извела на туземцев неизгладимое впечатление - они считали, что большие птицы будут и впредь привозить им груз (про- мышленные товары). Когда пришельцы улетели, туземцы, пытаясь заманить их обратно, строили грубое подобие взлетных дорожек. Это просто уму непостижимо, но они умудрялись стро- ить даже своеобразные модели радиопередатчиков из бамбука и деревянные макеты самолетов.

Эти туземцы с Новой Гвинеи рассказывали легенды о своих богах, которые спустились с неба и одарили их подарками, а затем снова улетели. Таким образом, сложилась вера, наподобие религиозной веры, и в конце концов разные боги слились в единое божество, именуемое Джон Из. По-видимому, имя бога образовалось из имен пришельцев, которые обычно представ- лялись туземцам как Джон из Бостона, Джон из Нью-Йор- ка и т.д. Хотя сейчас у туземцев Новой Гвинеи существуют постоянные контакты с западной культурой, многие из них и до сих пор верят в своего бога Джон Из. Другие же поняли связь, существующую между их культом самолетов и настоящей авиа- цией внешнего мира, поняли, что их бог или боги - это просто люди.

Какие выводы мы можем сделать из этой поразительной, хотя и абсолютно подлинной истории культа самолетов? По- видимому, то, что идолы, мифы и легенды могут являться отра- жением совершенно реальных событий и что менее развитые

народы могут принимать за богов людей из плоти и крови. Древ- нееврейское слово Элогим, которым обозначается единый глав- ный Бог, происходит от аккадского слова ILU, что означает Все- вышний. Терминологический барьер часто мешает понять то, что, возможно, пытались нам сказать древние люди.

Отныне и впредь каждый раз, когда я буду говорить о бо- гах, под этим следует понимать таких же, как и мы, людей из плоти и крови, просто владеющих более передовой технологией.

В конце концов, если мы когда-нибудь отправим астронавтов на другую планету с отсталой культурой, разве не станут абориге- ны поклоняться нам как богам?

ДРЕВНИЕ МИФЫ

Здесь уместно