Элфорд Алан

Боги нового тысячелетия

моей хронологии), принимавшая участие в создании человека, в дальнейшем стала известна под прозвищем Корова. Это не слишком лестное прозвище явно со- держало намек на признаки старости. Про ханаанского бога Эль в надписях говорится, что у него была седая борода. Богиня Ашера говорит Элю: Ты велик и мудр; ты черпаешь мудрость из своей седины... мудрость и вечная жизнь - твой удел. Но действи- тельно ли боги жили очень долго?

В наш скептический XX век ученые смогли бы уверенно от- ветить на этот вопрос только в том случае, если бы открыли эликсир долголетия или сумели разыскать одного из бессмерт- ных и отправить его в лабораторию на генетические исследова- ния. Первый вариант, может быть, и возможен, но это ничего не доказало бы. Второй - вообще исключается. Дело в том, что невозможно представить научные свидетельства долгожительства богов в таких формах, которые можно было бы объективно про- верить. С другой стороны, у нас есть основания думать, что это обстоятельство оказывало сильнейшее влияние на культурные установки людей, живших рядом с богами. Это и есть, в сущно-

сти, единственная поддающаяся проверке теория, и именно это мы видим в действительности.

С самых первых шагов цивилизации, еще 6 тысяч лет назад, люди были одержимы тайной бессмертия и искали по всему свету Страну вечной жизни или Источник вечной молодости.

Примерами тому были похождения шумерских царей Гильгаме- ша и Амар-Сина в III тысячелетии до РХ, походы Александра Великого в IV веке до РХ и, в более поздние времена, морские экспедиции Колумба.

Как это ни странно, все эти люди - крупные историчес- кие фигуры - весьма серьезно относились к проблеме бессмер- тия. Современные скептики пытаются объяснить причины такой одержимости социальной реакцией на повседневную борьбу и трагедии человеческого существования. Но факты свидетельствуют о том, что в действительности такая острота проблемы бессмер- тия, это не абстрактное явление, а сознательно выбранная цель.

Что касается шумерских царей, а возможно, и Александра Великого - то им было известно точное географическое поло- жение места, где были сосредоточены проблемы, связанные с предполагаемым бессмертием богов. Об этом говорится в По- эме о Гильгамеше (см. глава 8): Гильгамеш направляется на за- пад - вначале на выстроенную богами платформу Баальбека, а затем к границе Синайского космического центра. А на другой стороне Синайского полуострова, как считали египтяне, нахо- дилась восточная Земля богов.

Наиболее наглядно проявлялось культурное влияние долго- жительства богов в Египте. Современные люди в большинстве своем воспринимают поведение древних египтян двойственным образом: с одной стороны оно зачаровывает их, а с другой - удивляет. У нас создается впечатление, что египтяне обладали какой-то тайной, каким-то эзотерическим знанием, которого мы не можем постигнуть. К тому времени, когда в Египте при- шли к власти фараоны, двух главных египетских богов - Тота и Ра/Амона - уже не было. Но традиции и память об этих богах, легенды об их бессмертии бьши совсем свежи. Первыми фарао- нами были люди, получившие благословение богов; фараоны приняли от них высокий уровень научных знаний, но не пони- мали их сущность. При жизни им, как и Гильгамешу, было зап- рещено вступать на Землю богов, но после смерти, полагали они, их ка, или душа, должна будет последовать по пути богов: сначала попадет в пирамиду, затем, минуя водную пре- граду, войдет в проход между горами и окажется в Дуате, а отту- да поднимется в небо к вечной жизни. Это было как бы вос- произведением путешествия, которое 6 тысяч лет назад совер- шил бог Осирис.

Повсюду в Египте мы сталкиваемся с очевидными следами такого мощного воздействия идеи бессмертия на культуру - воздействия, сопоставимого с тем, какое христианство оказало на западный мир и которое мы обнаруживаем в христианских церквах и храмах. Будь то грандиозные обелиски, огромные пи- рамиды, храмы, статуи, могилы или тексты, записанные на папирусе, - вся культура раннего Египта пронизана идеей культа бессмертия фараонов.

Можем ли мы усмотреть какую-то научную основу в этих культурных верованиях? Можем ли мы найти некую рациональ- ную основу в том, что боги будто бы жили сотни тысяч лет?

Разумеется, всегда есть соблазн укрыться за обычными устояв- шимися формулами, но все же давайте попытаемся держать наш . разум открытым.

Давайте на минуту представим себе, что мы генетическим образом ограничили продолжительность жизни всех дальнейших поколений до 50 лет (спешу оговориться,