Элфорд Алан

Боги нового тысячелетия

там Гелиос останавливался на отдых в своей колеснице. Так что этот город не был связан с главными пункта- ми общей схемы (в отличие от других древних городов). Это по- зволяет предположить, что он был построен в самые древние времена до Потопа. И тогда то, что некоторые камни в стенах Баальбека отличаются от остальных, может означать, что они были положены позже - в ходе реконструкции после Потопа.

О древнейшей истории Баальбека нет никаких письменных источников, но в Поэме о Гильгамеше сказано, что для воз- душного сообщения он использовался в шумерское время. В-по- эме описываются приключения Гильгамеша - правителя шу- мерского города Урука и его друга Энкиду примерно в 2900 году до РХ. Гильгамеш, который считал себя на две трети богом и на одну треть человеком, был озабочен проблемой бессмертия. Зна- чительная часть повествования посвящена описанию того, как герой ищет обиталище богов в кедровых горах. О целях своих поисков он говорит сам: Я воздвигну себе вечный Shem!

Когда~Гильгамец1 и его друг-добрались до кедрового леса, оказалось, что он окружен оградой с пропущенным через нее электрическим током.

Энкиду сказал Гильгамешу:

о

Друг мой, давай не будем ходить в этот лес.

Когда я открыл ворота, у меня парализовало руку .

Набравшись мужества, герои все же продолжали путь, пока им не преградило дорогу механическое чудовище Хумбаба - пасть чудовища изрыгала огонь, его дыхание было смер- тельно:

Они стояли и смотрели в лес.

Они видели, как высоки кедры.

Они осмотрели вход в лес.

Там, где проходил Хумбаба, - там оставались просеки;

Просеки были прямые и проход хороший.

Они осмотрели кедровую гору,

Обиталище богов, престол трона Ирнини/Инанны.

Путь Гильгамеша точно определяется упоминанием о кед- ровом лесе. В настоящее время кедр является национальной эм- блемой Ливана (хотя, к сожалению, кедров здесь осталось со- всем немного). В древности Ливан славился как поставщик кед- рового леса, который использовался, в частности, при строи- тельстве храма Соломона. Тех, кто читает это древнее сказание, удивляет - зачем пять тысяч лет назад нужно было так охранять эти кедры. Но следующая цитата объясняет, что в действитель- ности охранялось находившееся рядом с кедровым лесом обита- лище богов. Что представляет собой это обиталище богов, ста- новится ясно, когда Гильгамеш, проснувшись, говорит Энкиду:

Мой друг, я видел третий сон, И этот сон, привидевшийся мне, был ужасен.

В небесах раздался гром, и земля задрожала, Свет померк, и наступила тьма;

Потом вдруг засверкали молнии и вспыхнуло пламя;

Сгустились тучи и разразился страшный ливень.

Затем свет угас, пламя потухло, и землю осыпало пеплом .

Далее на сцене появляется Шамаш - бог ракет, он помо- гает Гильгамешу справиться с могучим Хумбабой. Однако Гиль- гамешу так и не суждено было пройти через кедровый лес и достичь своей цели. Инанна пытается соблазнить Гильгамеша.

Сопротивляясь ее посягательствам, он перечисляет длинный список своих любовниц. Повествование заканчивается тем, что разгневанная Инанна прогоняет Гильгамеша и Энкиду обратно в город Урук.

Поэма о Гильгамеше не только подтверждает, что Бааль- бек в Ливане служил посадочной площадкой для воздушных кораблей, но и полностью совпадает с тем, что мы знаем о шу- мерских богах. Все это согласуется с другими шумерскими запи- сями, согласно которым этот город находится под управлением бога Ишкур (известного также под именем Адад), так как Уту/ Шамаш, бог ракет, приходилсяему сыном. Не могло дело обой-

тись и без Инанны, так как, во-первых, она слыла летающей богиней, а во-вторых - была сестрой-близнецом Уту. На Ближ- нем Востоке в течение тысячелетия поклонялись богам Уту и Инанне, и храмы Баальбека и поныне посвящены им под ины- ми именами - Юпитера, Меркурия и Венеры, соответственно.

Как же Баальбек вписывается в легенду о Ное и Потопе? В легенде говорится, что после Потопа ковчег пристал к горе Ара- рат. Но все научные факты и легенды свидетельствуют о том, что после Потопа сельское хозяйство начало развиваться в долине Бекаа, где находится Баальбек. Это говорит в пользу версии о том, что Баальбек пережил Вселенский потоп и, когда боги воз- вратились, стал надежным убежищем для них. Как же Ной и его семья добрались от Арарата в долину Бекаа? В одной из версий о встрече на горе Арарат на сцене появляется богиня Иштар/Инан- на. В вавилонской версии Поэмы о Гильгамеше мы находим примечательную параллель с библейской историей о радуге и о соглашении Бога