Элфорд Алан

Боги нового тысячелетия

обстоятельстве.

При дальнейшем изучении Ветхого Завета выясняется, что в тексте очень часто используется эта форма множественного числа Elohim - она*употребляется более чем в сотне случаев, когда Господь не именуется специально Яхве. В преобладающем большинстве случаев это имя появляется в Библии, когда речь идет о едином Боге. Как и где появилось понятие Elohim и каков был смысл этой явно множественной формы? По мнению Арм- стронга, концепция монотеизма с единым богом Яхве во время вавилонского пленения евреев в VI веке до РХ была расширена, в нее был включен Бог, создавший небеса, землю и человека.

Получившееся в результате объединения божество стало извест- но под именем Элогим.

БОГ ИЛИ БОГИ?

Что же в действительности скрывается за обликом Элоги- ма? И к кому он обращается, когда говорит: Сотворим людей по нашему образу и подобию? Присутствовали ли при акте со- творения еще и другие боги? И кто были эти другие боги, которым израильтянам было запрещено поклоняться?

За последние сто лет в бывшей Месопотамии (в современ- ном Израиле) были раскопаны тысячи глиняных табличек, воз- расте которых около б тысяч лет. В этих табличках содержится огромная информация о древних цивилизациях, представители которых верили во множество самых разнообразных богов. В ре- зультате археологических и лингвистических исследований было установлено, что концепция Элогима восходит к вавилонскому эпическому источнику, именуемому Энума Элиш. Это эпи- ческое повествование рассказывает о сотворении неба и земли вавилонским богом по имени Мардук. Сходство между Книгой Бытия и текстом Энума Элиш поразительно - только в пер- вой сотворение неба и земли приписывается Богу, а во втором буквально то же самое совершает Мардук. Таким образом, и в том и в другом случае предпринимается попытка восславить свер- шения всемогущего божества. И оба текста как будто сопернича- ют друг с другом в этом. И не подлежит сомнению, что евреи, будучи в плену в Вавилоне, познакомились с текстом Энума Элиш, который был самым священным ритуальным текстом в Вавилоне на протяжении более тысячи лет, и испытали на себе его влияние.

И нас нисколько не должно удивлять, что в библейском рассказе о сотворении человечества также просматриваются

параллели с древними текстами. В одном из месопотамских ис- точников приводятся распоряжения, которые, дает бог, совер- шающий акт творения:

Смешайте сердцевину с глиной,

Взятой из Основания Земли,

Как раз над Абзу -

И слепите ее в форме стержня.

Я найду хороших, знающих молодых богов,

Которые приготовят глину нужном качества12.

Что же такое эта глина, из которой был сотворен чело- век? В Библии тоже говорится, что человек был создан из пыли (праха) земной13. С научной точки зрения это возмутительное заявление, но действительно ли тот материал, из которого мы были созданы, была пыль или глина? Один известный уче- ный указал, что примененное в Книге Бытия древнееврейское слово tit перешло из самого древнего шумерского языка. На шумерском TI.IT означает то, что обладает жизнью. Так, мо- жет быть, Адам был создан из уже живой материи?

Что же произошло после сотворения первого человека, Ада- ма? В Библии говорится, что Бог создал сначала мужчину, а затем мужчину и женщину и что при этом была осуществлена операция:

Тогда Господь Бог погрузил человека в глубокий сон и, пока тот спал, вынул у него одно ребро, а потом срастил кожу человека в том месте, откуда вынул ребро. Господь Бог взял ребро, вынутое у человека, и создал из него женщину...14

Но действительно ли речь идет о ребре? В шумерском языке слово TI может означать как ребро, так и жизнь. Итак, мож- но представить себе, что у Адама была взята его жизненная суб- станция, чтобы создать первую женщину. В наши времена мы посчитали бы, что это ДНК из клетки человеческого организма.

В одном древнем источнике, известном по имени его глав- ного героя - Атрахасис, сотворению человека посвящена сот- ня строф и приводится значительно больше подробностей, чем в Книге Бытия. Здесь мы видим уже не одного Бога, а многих богов, выполняющих различные функции. По тексту этого ис- точника один из богов, по имени Энки, отдает приказы, а ему помогает богиня по имени Нинти, что на шумерском языке оз- начает Владычица ребра или Владычица жизни:

Нинти отщипнула четырнадцать кусков глины;

Семь из лих она положила справа,

Семь отложила слева,

Между ними положила форму.

...Волосы она...

...Нож для отрезания пуповины...

Мудрая и ученая

Богиня приняля