Элфорд Алан

Боги нового тысячелетия

важно не допускать их к Древу Жиз- ни? В этой главе мы попытаемся сбросить завесу мифологии и отрешиться от религиозного символизма, чтобы добиться пол- ного научного понимания всех этих событий.

Начнем с того, что определим местоположение и значение Эдема. В Книге Бытия (2) говорится, что Эдем омывали четыре реки. Две из них - это Тигр и Евфрат. На этом основании боль- шинство ученых склонялось к тому, чтобы поместить Эдем в Месопотамию. Однако две другие реки - Фисон и Гихон, судя по названиям, как будто африканского происхождения. Это в свое время доставило ученым, занимавшимся толкованием Биб- лии, немало хлопот. Может быть, на самом деле существовало два Эдема?

В главе 6 мы говорили, что шумеры называли своих богов DIN.GIR, что дословно означает Праведники с ракет. На шу- мерском языке E.DIN буквально означает Дом праведников.

Не подлежит сомнению, что E.DIN - это то же самое, что Эдем.

Таким образом, Эдем был местом обитания богов.

Установив значение названия Эдем, мы -вправе ожидать, что таких обиталищ богов должно было быть больше чем один. В главе 6 мы говорили о том, что Земля была разделена между двумя главными группами богов, потомками двух братьев - Энлиля и Энки Мы-установили, что владения Энлиля находи- лись на востоке - в Месопотамии, а владения Энки - в юго- западной Африке. Представление о существовании двух различ- ных Эдемов дает нам возможность устранить некоторые несоот- ветствия, которые давно уже отмечались в библейском рассказе

о сотворении мира. Так, например, в Книге Бытия, как в 1, так и в 5 разделах говорится, что Элоим сотворил мужчину и жен- щину одновременно на шестой день:

Он сотворил мужчину и женщину, и в день сотворения благословил их и назвал Адамом.

Однако, во 2 разделе Книги Бытия говорится, что сначала был создан мужчина, а женщина - его помощница - была сотворена из мужчины, чтобы составить ему компанию!

Далее, имеется основание полагать, что мужчина был уже сотворен заранее, а уж затем Господь поместил его в Сады Эдема:

Затем Господь Бог посадил на востоке сад, в месте, кото- рое называется Эдемом, и поместил там сотворенного им чело- века2 (курст мой. - А.Э.).

Эти тексты плохо согласуются с рассказом в разделе 2, где говорится, что сотворение Евы происходило в восточном Эдеме.

Может быть, этот пассаж из Библии был помещен не в том месте? Может быть, в действительности сотворение обоих - и мужчины и женщины - уже состоялось на западе? .

Здесь мы должны вспомнить текст Атрахасис (приводив- шийся в главе 1), где говорится, что четырнадцать богинь-аку- шерок одновременно произвели на свет семь человек мужского и семь женского пола, дабы облегчить труды богов. И нужно также отметить, что все мссопотамские тексты приписывают сотворение человека главному богу африканских земель - Энки.

Итак, возможно. Господь Бог взял человека из африканс- кого западного Эдема, а затем переместил его в восточный Эдем?

Один текст, названный профессором Сэмюелом Крамером Ми- фом о мотыге, отчасти проливает свет на этот вопрос и дает понять, что Господом Богом в данном случае был Энлиль:

Ануннаки [рядовые боги] подступили к Энлилю...

Они потребовали у него Черноголовых.

Они хотели, чтобы Черноголовым

Роздали мотыги.

Господин Энлиль,

Решения которого непоколебимы,

поспешил отделить Небо от Земли;

он проделал в DUR.ANKI дыру, чтобы Сотворенные могли выйти из Места-Где-Нарастает-Мясо.

Господин вызвал AL.ANI, отдал приказы.

Он насадил бур как корону,

и направил его в То Место-Где-Нарастает-Мясо.

В дыре показалась голова человека;

Из-под земли люди прорывались к Энлилю.

Он глядел на Черноголовых твердым взглядом.

В других источниках Место-Где-Нарастает-Мясо называет- ся Бит Шимти - Дом Шимти. Шумерские знаки SHI.IM.TI буквально переводятся как Вдыхание-Ветра-Жизни. Это сло- восочетание вполне созвучно с тем местом из Книги Бытия (2: 7), где говорится о том, как Господь Бог создал человека и вдохнул ему в нос дыхание жизни.

Зачем Энлилю понадобилось силой захватывать Черноголо- вых? Из текста видно, что между Энлилем и его братом Энки возникли раздоры. Энки хотел обладать исключительным пра- вом на использование рабочих, чтобы снять бремя труда с богов в своих африканских владениях, тогда как Энлиль считал, что он должен облегчить труд богов в Месопотамии.

Таким образом получилось, что Адам был насильственно взят и помещен в Сады Эдема. Теперь, когда нам известна эта предыстория, мы сможем понять последующие события.