Элфорд Алан

Боги нового тысячелетия

в Библии. В одной надписи, где перечисляются победы царя Саргона I, его именуют царем Аккада, царем Киша и говорится, что он по- бедил в сражениях с городами Урук, Ур и Лагаш. Ученые были поражены, обнаружив, что этот Саргон царствовал почти на две Тысячи раньше своего тезки. Это означало, что начало месо- потамской цивилизаций датируется значительно более ранней эпохой и относится по крайней мере к 2400 году до РХ.

Это были только первые из целого ряда замечательных на- ходок, благодаря которым сроки зарождения цивилизации ото- двинулись назад, а музеи Европы и Америки обогатились новы- ми блестящими экспонатами. В то время Шумер еще не значился в исторических книгах - только теперь, задним числом, мы понимаем, что Шумер - это то, что в Библии именуется Си- нар.

В 1869 году Жюль Опперт впервые высказал мысль о суще- ствовании утраченного шумерского языка и народа. Как быва- ет с каждой новой идеей, это его положение было не сразу при-

нято. Пока во второй половине XIX века спорили по так называ- емому шумерскому вопросу, уже велись раскопки шумерских  городов, и от абстракршх рассуждений ученые перешли к уста- новленным научным фактам.

Первый шумерский город был обнаружен французскими археологами в 1877 году. Оказалось, что это был город Лагаш.

Шумерские развалины привлекли внимание также и американ- ских археологов, ив течение 1887-1900 годов они раскопали город Ниппур - один из важнейших религиозных центров Шу- мера. В настоящее время руины Ниппура с разрушенным зикку- ратом высятся более чем на пять этажей и хорошо видны с глав- ной дороги в 93 милях к юго-востоку от Багдада. Далее на юг, в горячей и пыльной пустыне Урук, высится первый в мире зик- курат, посвященный богине Инанне, и там же находятся образ- цы самых древних письмен2.

Лучше всего сохранившийся во всей Месопотамии зикку- рат был обнаружен в Уре - на родине патриарха из Ветхого Завета - Авраама. Частично реставрированные развалины это- го зиккурата еще господствуют над местностью в районе со- временного города Мукайяр, в 186 милях к юго-востоку от Баг- дада. Именно здесь, в Уре, британский археолог сэр Леонард Вулпи нашел исключительно изящные изделия из серебра, зо- лота и ляпис-лазури, в том числе фигурку Баран в зарослях, прекрасную Царицину арфу (это самая древняя из найденных арф - она датирована 2750 годом до РХ) и замечательный женский головной убор. Все это можно увидеть теперь в Бри- танском музее.

Но самый древний шумерский город был найден в Эри- ду - почти в 200 милях к юго-востоку от Багдада. Город Эриду в настоящее время заброшенный, овеваемый ветрами пустырь, над которым высятся развалины зиккурата Ур-Намму. Развали- ны города раскинулись на площади 1300х 1000 футов (433х330 м).

Здесь, под фундаментом первого храма, посвященного богу Энки, археологи обнаружили нетронутый слой почвы, относя- щийся ко времени самого начала цивилизации на Земле. Этот храм был датирован 3800 годом до РХ - временем, когда в Ниппуре был введен первый календарь.

В начале XX века были найдены все упоминающиеся в Вет- хом Завете ассирийские города, кроме одного. Был раскопан и город Вавилон, хотя от его зиккурата, посвященного главному богу Мардуку, осталось очень немного. Был откопан и царский город Киш, а также другие важные шумерские города - Ларса, Шуруппак, Сиппар и Бад-Тибира.

Полная картина хронологической преемственности между Шумером, Аккадом, Ассирией и Вавилоном остается загадкой, но изучение их письменных источников подтверждает первен- ство шумеров. Во многих аккадских текстах прямо указывается, что они скопированы с более ранних оригиналов: так, напри- мер, в одной табличке, найденной Лайярдом в Ниневии, гово- рится, что шумерский язык не был изменен. Ученые обнару- жили, что в аккадских письменах часто используются заимство- ванные слова, когда речь идет о таких предметах, как астроно- мия, или наука о богах. Эти заимствования свидетельствуют о существовании более ранней и существенно отличавшейся сис- темы письма - так называемой пиктографической, в которой отдельные знаки в виде рисунков изображают различные пред- меты или образы. Теперь установлено, что первоначальная сис- тема письма в Шумере действительно основывалась на пиктог- рафических знаках, подобных тем, которые впоследствии при- менялись в Египте.

В течение ста лет ученые переводят шумерские тексты, но они не обнаружили ни одного заимствованного слова и ника- ких следов предшествовавшей системы письма. Таким образом, приоритет Шумера в изобретении письменности очевиден.