Элфорд Алан

Боги нового тысячелетия

с ним, и от отца со- храним наш род18.

Эта история о кровосмешении Лота и его дочерей свиде- тельствует о том, насколько страшны были масштабы постиг- шей страну катастрофы. Хотя боги иногда практиковали подоб- ные акты кровосмешения, среди людей в то время такие нравы были довольно редки. Это можно понять только как последствие ядерного взрыва. Мы, в наше время, сталкиваемся с такими чу- довищными актами только в самых крайних случаях - напри- мер, бывали случаи каннибализма среди людей, спасшихся во время авиакатастрофы, и оказавшихся затерянными где-то в недоступной местности. Лот и его дочери, оказавшиеся свидете- лями массовой гибели людей в результате ядерного взрыва, впол- не могли думать, что они остались единственными выжившими на Земле людьми.

Где же находились эти горы и эта пещера, где жил Лот со своими дочерьми? Насколько мне известно, никто не пытал- ся установить их местонахождение, возможно, потому, что эта история связана с Содомом и Гоморрой, и, следовательно, счи- тается, что это всего лишь библейский миф. И тем не менее

такое место, вполне отвечающее описаниям, имеется - оно расположено в глубине гор. Мне довелось побывать там в 1994 году.

Таинственный затерянный город Петра находится менее чем в 60 милях к югу от Мертвого моря, где, как предполагается, когда-то стояли города Содом и Гоморра. Таким образом, он находится неподалеку и в то же время в достаточно безопасном удалении от Зоара (по Библии - Сигора. - Прим. переводчи- ка}, маленького городка, спасшегося от разрушения, куда вна- чале бежал Лот19. Изучив карту, я увидел, что город Петра рас- положен посреди горной цепи, протянувшейся от Мертвого моря далеко На юг почти до самого Аккабского залива, окруженного с обеих сторон горами. Если кто-нибудь бежал на юг, у него не было иного выбора, как искать убежища в этих горах. В Путево- дителе по Среднему Востоку Хачетта о Петре пишется следую- щее:

...это не столько город, сколько естественная крепость, где можно найти убежище, не воздвигая стен, и где можно жить в пещерах с такими же удобствами, как и в построенном доме (курсив мой. - А.Э.).

В Петру, что означает в переводе Скала, ведет узкий про- ход длиной в милю и шириной в шесть футов (2 м), проходящий между двумя возвышающимися на 260 футов (87 м) скалами.

Выйдя из узкого прохода, сразу же попадаешь в сказочный го- род из розового песчаника. Здесь, н^площади в 8 квадратных миль, стоит множество фантастических храмов и гробниц, вы- рубленных из песчаных скал.

Я пытался найти литературу по истории Петры, но обнару- жил, что ее практически нет. Город Петра был открыт в 1812 году молодым швейцарским исследователем Иоганном Людвигом Буркхардтом, но с тех пор очень мало было сделано, чтобы рас- ширить наши познания об этом когда-то очень важном городе.

Как говорится в одной книге, о происхождении и характере этого города нам почти ничего не известно.

Тем не менее большая коллекция обнаруженных в Петре вырубленных из камня храмов и гробниц приписывается наба- теям - народу неизвестного происхождения, который посте- пенно просачивался в эту местность примерно в 500-400 годы до РХ. Этот народ разбогател благодаря расположению Петры на перекрестке двух важнейших торговых путей. Было бы наивно думать, что прежние путешественники и захватчики нс остави- ли здесь своих следов. И действительно, в Петре имеется порази- тельное разнообразие архитектурных стилей и различных куль-

тур. С одной стороны, здесь встречаются многочисленные изоб- ражения ступенчатых пирамид, что указывает на месопотамс- кие связи города, с другой - обелиски и изображения змей, явно свидетельствующие о связях с египетской культурой. И рим- ляне, разумеется, также не устояли против искушения постро- ить здесь большой амфитеатр.

Меня в этом городе поразил огромный контраст в качестве художественных работ. Большая часть памятников и храмов чрез- вычайно примитивны - это иногда просто трещины, расши- ренные в виде пещер, украшенные с фасада двухмерным релье- фом посредственного исполнения. Многие из этих фасадов сильно разрушены из-за воздействия стихии.

Напротив, монастырь (Эд Деир) - это внушительное зда- ние высотой в 135 футов (45 м) и шириной в 150 футов (50 м).

Его верхняя часть украшена трехмерной резьбой, и главной ху- дожественной деталью является урна высотой в 30 футов (Юм).

Монастырь относят к 40 году нашей эры, и, возможно, эта да- тировка соответствует действительности, так как он меньше по- страдал от эрозии, хотя и расположен на склоне