Геннадий Исаков

Философский камень для блаженного

мир родил, чтобы унять свое страданье?

- Я не могу разговаривать с этими идиотами! - наконец не

выдержал Схимник. - Я требую аутодафе! Бог не нуждается в

осмыслении его! Я протестую! Главное - вера, а ум - приложение

к ней.

Идиот, сбившись в бестолковость, завопил:

- Я не могу верить попам, которые верят в непорочное

зачатие!

- Профессор! - Схимник преобразовался в Теолога. - Следует

ли в данной аудитории объяснять смысл постулатов веры?

- Сделайте любезность. - Попросил Философ.

- Есть основополагающие догматы, запрещенные для

логического анализа. И непорочное зачатие, и божественность

Иисуса Христа, и воскрешение его из мертвых в их ряду. Они

определяют рубеж веры. Приняв их бесприкословно, человек сразу

оказывается в пространстве отношений с богом, определенных

данной религией. До него человек предоставлен сам себе. Догматы

ему представятся пустыми и потеряют сиысл.

- Все имеет смысл, даже если он далек от человека, -

заметил Председатель. - Только можете ли Вы определить разумную

величину того барьера? Ведь можно было б принять постулаты,

доступные для любого рационального ума и этим отказаться от

некой условности религии. И жизненная мудрость составила б ее

заветы. Но и можно создать религию доступную лишь для кучки

избранных, отрицающих рациональный ум вообще. И сделать ее

содержаанием клана, противостоящих большинству. Что определяет

смысл барьера?

- Догматы не люди устанавливают, их дает бог.

- Что-то он много разных надовал для разных религий. -

Забурчал Идиот.

- Ну, хорошо. - Согласился Философ. - Пусть попробует

ответить Материалист по поводу причины и смысла создания

человека.

Тот надел шапочку академика и начал излагать сведения

науки:

- Начну с пояснения причины появления биологической жизни

вообще. Так вот, причиной появления ее явился такой комплекс

условий на земле, при котором оно не могло не появиться. Все

оказалось кстати для этого. Возможно, что такой состав их

оказался следствием случайных совпадений. Такое крайне редко,

но возможно.

Идиот занервничал:

- Если неизбежное неизбежно, то откуда взялось возможное?

Или возможное - это неизвестное нам неизбежное? Слепой не

знает, что возможно на его пути, а зрячему эта возможность

видится неизбежностью. Ребенку самому не осилить вопрос почему

и как он появился, пока кто не скажет. Так и ты, Академик, не

знаешь. Все твои знания - от слепого опыта и предположений.

Вернее, от веры в них, веры в возможность познанием малого,

познать большое. Через опыт понять причину его. Перебирая

камни, выползая из завала, понять как он выглядит извне. Вот

ведь глупец! Он из своих догматов, Профессор, построил здание

своей религии науки и религии жизни! Но, может, знаешь для чего

создано человечество?

Материалист, почувствовав конкретность истины, заматерел.

- Человечество живет, потому что появилось. И развивалось

по законам естественного отбора и генетической

наследственности. Не было указаний о предназначении. Никакого

бога нет. Смысл стал появляться в битве за выживание. И

определился так: выжить, обеспечить продолжение рода и получить

удовольствие от жизни и детям то же дать. Конечно, если

смотреть извне, то для природы человечество не нужно, не имеет

смысла. Мы и живем, укрощая и борясь с ней. Мы ее терзаем,

потому что есть хотим, а она отбивается от нас. Но нам делать

нечего. Мы созданы такими, как присоски к ней. И отпасть не

можем. Она обречена. Мы только можем бережней к ней относиться.

У нас два пути. Осваивать далее окружающее пространство,

конечно, с уничтожением его самобытности или скатиться в нишу

самонаслаждения с уходом от реальности. И этот путь уже

пробивается, как более оправданный. Разве не в счастье наше

будущее? Разве не счастье - наша цель? А первый путь рискован,

ведет по краю пропасти с истреблением