Карлос Кастанеда

Отделенная реальность (Часть 1)

если бы я знал это, я мог бы найти способ приспосо-

биться к этому.

Он, должно быть, подумал, что мое заявление забавно и

долго хохотал, хлопая меня по спине.

У меня было чувство, что он собирается попросить меня

уехать в любую минуту, поэтому я быстро сел на мой

соломенный мат лицом к нему и начал задавать вопросы. Я

хотел знать, почему я должен ждать.

Он объяснил, что если я буду пытаться 'видеть'

беспорядочным образом прежде, чем 'залечу раны', которые я

получил в битве со стражем, могло случиться, что я встречу

стража снова, даже хотя я и не ожидал этого. Дон Хуан

заверил меня, что никто в таком положении не был бы способен

перенести такую встречу.

- Ты должен совершенно забыть стража, прежде чем ты

можешь снова вступить на поиск в и д е н и я , - сказал

он.

- Как может кто-нибудь забыть стража?

- Ты начал учиться путям магов. Ты не имеешь больше

времени для отступлений или для сожалений. У тебя есть время

только для того, чтобы жить, как воин, и работать для

достижения терпения и воли, нравится тебе это или нет.

- Как воин работает ради них?

Дон Хуан задумался перед ответом.

- Я думаю, что нет пути говорить об этом, - сказал он

наконец. - особенно о воле. Воля - это нечто весьма

особенное. Она появляется загадочно. Нет реального способа

рассказать, как ее используют, кроме того, что результаты

использования воли поразительны. Может быть, первой вещью,

что нужно делать, это знать, что волю можно развить. Воин

знает это и продолжает ждать волю. Твоя ошибка в том, что ты

не знаешь, что ты ожидаешь свою волю.

Мой бенефактор говорил, что воин знает, что он ждет, и

знает, чего он ждет. В твоем случае, что знаешь, что ты

ждешь; ты был здесь со мной годы, и все же ты не знаешь,

чего ты ждешь. Очень трудно, если не невозможно, для

среднего человека знать, чего он ждет. Воин, однако, не

имеет проблем; он знает, что он ждет свою волю.

- Чем точно является воля? Устремленность ли это,

подобно устремленности твоего внука Люсио иметь мотоцикл?

- Нет, - сказал дон Хуан мягко и усмехнувшись. - это не

воля. Люсио только предается удовольствию. Воля - это нечто

другое, нечто очень ясное и мощное, что может направлять

наши поступки. Воля - это нечто такое, что использует

человек, например, чтобы выиграть битву, которую он, по всем

расчетам, должен бы проиграть.

- Тогда воля, должно быть, то, что мы называем

мужеством, - сказал я.

- Нет. Мужество - это нечто другое. Мужественные люди -

это зависимые люди, благородные люди, из года в год

окруженные людьми, которые толпятся вокруг них и восхищаются

ими; однако, очень мало мужественных людей имеют волю.

Обычно они бесстрашны и очень способны к совершению смелых

поступков, отвечающих здравому смыслу; большей частью

мужественный человек также внушает и страх. Воля, с другой

стороны, имеет дело с поразительными задачами, которые

побеждают наш здравый смысл.

- Является ли воля контролем, который мы имеем над

самими собой? - спросил я.

- Ты можешь сказать, что это разновидность контроля.

- Ты думаешь, что я могу упражнять свою волю, например,

отказывая себе в некоторых вещах?

- В таких, как задавание вопросов? - вставил он.

Он сказал это в таком озорном тоне, что я остановился,

чтобы взглянуть на него. Мы оба засмеялись.

- Нет, - сказал он. - отказывать себе в чем-либо - это

потакание себе, и я не советую ничего подобного. В этом

причина, почему я позволяю тебе задавать все вопросы, какие

ты хочешь.

Если бы я сказал тебе прекратить задавать вопросы, то

ты мог бы поранить свою волю, пытаясь сделать это. Потакание

себе при отказе в чем-то намного хуже; оно заставляет нас

верить, что мы совершаем великое дело в то время, как, в

действительности, мы просто застыли внутри себя. Перестать

задавать вопросы - это не воля, о которой я говорю. Воля -

это сила. И поскольку это сила, то должна быть контролируе-

мой и настроенной, а это требует времени. Я знаю это, и я

терпелив с тобой. Когда я был в твоем возрасте, я был также

импульсивен, как и ты. Однако, я изменился. Наша воля

действует независимо от нашего потакания себе. Например,

твоя воля уже приоткрывает твой просвет мало-помалу.

- О каком просвете ты говоришь?

- В нас