Алиса Бейли

Эзотерическая психология. Трактат о 7 лучах, том 1

я уже дал, не имеет очевидной связи с психологическим развитием человека. Но для понимания Лучей и их роли в жизни целого человеку придётся осознать, что он – лишь малая частица этого целого. Человек – продукт всех трёх царствах, все они внесли свой вклад в его оснащённость; он – макрокосм низшего микрокосма, звено, соединяющее три низших царства с тремя высшими. Всегда помните, что знаком духовного раскрытия человека является не только включение им в своё сознание так называемых духовных ценностей и способность откликаться на касания души, но и включение материальных ценностей и божественные реакции на силы, скрытые от него 231] в других формах божественной жизни трёх дочеловеческих царств.

В нынешней напряжённой мировой ситуации с полным правом можно спросить: зачем нужно изучать Лучи и царства природы? Какая польза от умозрительных размышлений о предметах, убедиться в истинности которых средний учащийся пока не в состоянии? Это разумные, стоящие вопросы, заслуживающие разумного ответа. Я отвечу встречным вопросом: по каким признакам предполагаемый служитель может судить, что его ментальная оснащённость позволяет ему быть чем-то полезным в нынешнем мировом периоде?

Одним из первых шагов каждого наставника расы будет повышение ментальной оснащённости потенциального служителя. Дело часто страдает из-за эмоциональной преданности стремящегося. Безрассудные и несвоевременные усилия ревностного последователя Великого Владыки также нередко задерживают исполнение Плана. Но больше всего мешают личностные реакции лидеров эзотерических групп. В большинстве случаев все личностные реакции основаны на той или иной эмоции. Амбициозность, личное желание (подчас неосознанное) быть в группе высшим авторитетом, боязнь постороннего вмешательства и неприятие других терминологических систем (выражающих те же истины), ревнивое отношение к другим лидерам, а также искренняя приверженность своему – расплывчатому и искаженному – представлению об истине приносят огромный вред делу Иерархии. И эти явления встречаются повсеместно! Очаг всех этих зол – тело желаний-чувств-эмоций и чрезмерная привязанность к внешнему и к формам. Эти факторы не дают видеть всё в ясном свете, а, значит, действовать мудро и согласованно. Усиление ментальной оснащённости и, следовательно, улучшение ментального восприятия истины сделает возможной реальную работу, и группы (составляющие Единую Группу) 232] смогут приносить реальную пользу. Этому способствует выдача такого материал, усвоение которого обеспечит рост, насыщение и развитие ментальных тел учащихся. Немногие способны самостоятельно вырабатывать те мысли и идеи, которые продвигали бы по пути постижения истины. Поэтому тем из нас, кто отвечает за обучение человечества, в силу необходимости приходится предоставлять этот материал. При этом мы работаем и на грядущие поколения пытливых людей, отлично сознавая, что сегодняшние передовые учения, новые идеи, привлекающие пионеров человечества, становятся источником вдохновения для мыслящих людей следующего поколения, а позднее превращаются в теологию для тех, кто приходит за ними. Убеждения и знания эзотеристов современности (настоящих духовных эзотеристов, а не так называемых эзотерических групп) превращаются в символы веры для их последователей и в конце концов отождествляются с религиозными верованиями и организациями.

Ментальная работа над учением о Лучах и изучение их влияния на развитие природы имеют и ментальное, и духовное значение, но никакого практического смысла для повседневной жизни в этом нет, за исключением того, что это способствует смещению поляризации стремящегося с эмоционального плана на ментальный и тем самым – выравниванию и стабилизации.

Рассмотрим теперь Лучи растительного царства. Удалённость минерального царства от нашего затрудняет для нас оценку его сознания и активности. Нам с нашим зрительным сознанием нелегко по-настоящему понять, например, что наши ногти, зубы, и кости обладают сознанием и интеллектуальной осведомлённостью, идентичными, хотя и несколько отличными от таковых глаза или чувствительного нерва. Тем не менее, это так. Исследуя формы жизни, которые приблизительно соответствуют живой ткани нашего животного тела, мы 233] с каждым шагом замечаем сходство и одинаковые возможности. Только благодаря аналогиям мы понимаем эзотерические истины, и некоторое озарение нам может дать мысль о том, что в космосе есть более высокие формы жизни и сознания, которым так же трудно проникнуть своим сознанием в животные формы человечества, как нам