Алиса Бейли

Эзотерическая психология. Трактат о 7 лучах, том 1

нашему изумленному и потрясённому интеллекту планетарную жизнь как совокупность всех известных форм. Каждая форма – это целая вселенная, и все эти формы – живые единицы, вибрирующие божественной активностью. Эту активность мы и называем энергией и не в состоянии пока проникнуть глубже. Энергия – это жизнь, но энергия – это также и смерть. Активность можно распознать и в органической, и в неорганической материи – в неизмеримом множестве атомных жизней, встроенных в различные структуры и находящихся в непрестанном движении. Колоссальное число живых структур встроено 195] в ещё более обширные и объемлющие формы, – и всё это тоже в непрестанном движении. Эти большие структуры, в свою очередь, оказываются вибрирующими организмами. Таким образом, сознанию человека открываются всё те же жизнь и активность, движение и энергия, и всегда – связанность, предопределённость цели, расширяющийся синтез, План и Воля. И всё это открывает нам наука, так как научное знание является показателем отклика человека через коллективный реагирующий аппарат человечества в целом на механизм осведомлённости той большей Жизни, в которой мы живем и движемся и существуем – планетарного Логоса Земли.

Эзотерические науки ведут нас вглубь формы или форм, позволяя выявить аспект качества. Надо иметь в виду, что оккультизм может быть посвящён изучению сил и что оккультист движется в мирах сил, которые одновременно являются мирами качества и тех наделяющих качеством энергий, которые ищут выражения через мир явлений. Достигнув этого выражения, они управляют активностью форм, образующих феноменальный мир. Есть энергии, лежащие в основе феноменов, производимых активностью атомных структур. Это латентные, невидимые и часто не ощущаемые субъективные энергии. У эзотерических наук одна цель – постепенное выявление этих энергий, чтобы опытный оккультист смог в конце концов работать в двойственном, но объединённом мире силы, являя собой ту творческую волю, которая управляет, соединяет и использует мир явлений и сферу качеств. Оба типа активных созидательных энергий должны контролироваться аспектом творящей Воли, или Жизни, чтобы функционировать как единое целое.

Поэтому стремящийся учится обращаться внутрь себя, исследовать мотивы, знакомиться с качествами, ищущими 196] выражения во внешнем мире через посредство его внешнего механизма. По мере того, как он преуспевает в этом, природа внешнего мира механизмов меняется и он всё больше узнаёт о качествах, которые борются за своё выражение через внешние формы. Так расширяется диапазон его сознательных контактов и от экзотерического понимания мира феноменальных явлений он (в результате научного поиска) переходит к эзотерическому постижению мира качеств. Нельзя забывать, поэтому, о необходимости такого двойного осмысления и о том, что, когда человек учится «познавать себя», он автоматически учится познавать и качество, лежащее в основе всех явлений. Ищите это качество во всём. Вот что мы имеем в виду, советуя везде видеть божественность, распознавать ноту, издаваемую всеми существами, и отмечать скрытый мотив любого явления. Непробуждённый человек видит форму, наблюдает различные виды её активности и «судит по явлениям». Пробуждающийся стремящийся начинает ощущать за всеми формами ещё не открытую красоту. Пробуждённый ученик переносит своё внимание на мир качеств и всё больше узнает о цвете, воспринимает новые диапазоны звуков, познает новый для себя развивающийся внутренний аппарат отклика, благодаря которому начинает соприкасаться с незримым, неощутимым и неоткрытым. Он узнает о тех субъективных импульсах, которые обусловливают качество жизни и постепенно и медленно обнаруживают себя.

Именно к этой скрытой внутренней красоте ведёт и культивирование добродетелей, рекомендуемое церквами, и использование исходной мысли в медитации, рекомендуемое оккультистами. И то, и другое служит полезным, конструктивным целям. Тот же принцип подразумевается в библейском трюизме «каковы мысли в душе его, таков и он».28 197] Духовный человек отличается от того, кто озабочен мирским и материальным, тем, что пытается работать с качественным аспектом жизни, тогда как второй фокусирует своё внимание на аспекте явления. При этом материалистически направленный человек может проявлять и проявляет определённые качества, но эти качества были развиты в эволюционном процессе божественной Жизни в дочеловеческих и человеческом царствах.

Каждое царство природы развило или продолжает развивать одно качество как основное и остальные божественные атрибуты