Алиса Бейли

Эзотерическая психология. Трактат о 7 лучах, том 1

Луч Преданности (Шестой Луч), хотя время его уже на исходе. Он начал свою активность ещё до рассвета христианства, а около семидесяти пяти лет назад (1860 г.) на передний план вышёл его седьмой подлуч, влияние которого, конечно, перерастет во влияние уже собственно Седьмого Луча. Первым результатом влияния седьмого подлуча был Вселенский Собор в Риме (1870 г.) с его декларацией о непогрешимости папы. В Англии в то же время зародилось Трактарианское движение. Продолжающийся рост этого влияния отмечается и неуклонным ростом значения ритуалов и духовенства в различных церквах. Даже в римской церкви явно упрочивается авторитет священника во всём, что касается догм и практических вопросов. Таково воздействие седьмого подлуча на религиозную мысль, а о других аспектах мы поговорим позднее.

Нам также говорят, что религиозное возрождение в Англии по инициативе Уэсли и Уайтфилда было обусловлено влиянием шестого подлуча, и думаю, мы вправе сделать вывод о том, что появление Молиноса и квиетистов и Испании и Центральной Европе, Сен Мартена с его когортой философов-спиритуалистов во Франции и других странах может объясняться 166] влиянием того же периода, когда Луч Преданности был усилен своим собственным, шестым, подлучом.

Из Приведённых фактов можно, вероятно, заключить, что влияние каждого подлуча продолжается примерно от ста пятидесяти до двухсот лет.

Нам неизвестно, сколько раз в цикле основного Луча (может быть, семь?) происходит последовательная смена подлучей. Очевидно, не один, учитывая, что Шестой основной Луч действовал ещё до зарождения христианства. Также ясно, что буддизм не мог быть, как одно время предполагалось, последним результатом периода Второго основного Луча, поскольку интервал между возникновением буддизма и христианства составляет всего пятисот лет. Скорее, буддизм возник в период действия второго подлуча Шестого основного Луча. Пытаясь ретроспективно оценить влияния 5,4,3,2 и 1 подлучей, можно сделать следующие выводы. В период алхимиков и розенкрейцеров доминировал пятый подлуч; на эпоху флагеллантов и прочих фанатиков, с энтузиазмом предавшихся самоистязаниям и наносивших себе увечья, влиял четвёртый подлуч; широкое распространение астрологии определялось действием третьего подлуча, а предшествующая эпоха гностиков могла быть результатом второго подлуча. Но это всего лишь предположения, так как, если даже это и верно для последнего примера, то в остальных случаях точного совпадения во времени нет, поскольку и алхимики, и флагелланты, и астрологи существовали в средние века более или менее одновременно.

Возникновение современного спиритуализма несомненно обусловлено влиянием седьмого подлуча и даже может быть уже предвестием Седьмого основного Луча. Интересно отметить, что это движение началось с тайного общества 167], существовавшего ещё тогда, когда в атлантическую эпоху последний раз доминировал Седьмой Луч.

Любая великая религия зарождается под влиянием того или иного Луча, но это вовсе не означает, что каждый следующий Луч непременно должен иметь своим результатом великую, широко распространенную религию. Мы слышали, что брахманизм это последняя великая религия, возникшая под влиянием Первого Луча; нам неизвестно, какая религия могла быть результатом последнего периода Второго Луча, но халдейскую, египетскую и зороастрийскую религии можно считать представляющими Третий, Четвёртый и Пятый Лучи соответственно. Христианство и, возможно, буддизм были итогом влияния Шестого Луча. Мусульманство, имеющее столь многочисленных последователей, также находится под влиянием Шестого Луча, но это не великая коренная религия, а ответвление христианства с оттенком иудаизма.

Лучи иногда делят на три группы, из которых в первую и вторую входят отдельно взятые Первый и Второй Лучи, а в третью – остальные пять. В этом случае говорят о трёх Лучах, олицетворяющих разные Троицы. Согласно другому наводящему на размышления символическому описанию, три Луча используют соответственно три вида огня для сжигания жертвы на алтаре: электрический, солнечный и искусственный, или огонь трения.

Прежде чем рассматривать достоинства, недостатки и характерные черты, отличающие представителей разных Лучей, поговорим об источнике двух лучевых влияний, образующих доминирующий и определяющий фактор в характере любого человеческого существа, а также о планетарном влиянии, или Луче личности, которое, в свою очередь, модифицирует эти два больших влияния в течение любой отдельно взятой жизни.

168] Мы видели, что семь Лучей – это