Алиса Бейли

Эзотерическая психология. Трактат о 7 лучах, том 1

говорим об одной и той же единой Душе, которая действует через проводники с различными способностями и разной степенью чистоты и ограниченности, так же как 54] человек представляет собой единое существо, которое действует то через физическое тело, то через астральное или ментальное тела, а иногда сознаёт себя высшим Я – весьма редкое и необычное для большинства явление.

Для каждой проявленной формы характерны два процесса:

1. Она вмещает мировую душу, или насыщается ей, в той степени, в какой позволяют её возможности. Атом субстанции, молекула или клетка – все они имеют душу, но не в том объёме, как животное; объём же души животного не сравнится с её объемом у Учителя, и так далее вверх или вниз по шкале.

2. Взаимодействие между обитающей внутри формы душой и самой формой приводит к двум следствиям:

а. Чувствительность и качество выражаются сообразно типу тела и его точке эволюции.

б. Насыщающая душа побуждает телесную природу к активности и толкает её вперед по пути развития, предоставляя, таким образом, душе поле опыта, а телу – возможность реагировать на высшие импульсы души. Так обогащается область выражения, а душа овладевает техникой контакта, что и является её задачей в любой конкретной форме.

Таким образом, с определённой точки зрения душа представляет собой некоторый аспект тела, поскольку душа есть в каждом атоме в составе всех тел во всех царствах природы. Тонкая связующая душа, являющаяся результатом соединения духа с материей, есть сущность, независимая от телесной природы и образующая (при отделении от физического) эфирное тело, двойник, как его иногда называют, или копию физического тела. Это совокупность душ атомов составляющих физическое тело. Это истинная форма; это принцип связности каждой формы.

Применительно к человеческому существу душа – это 55] принцип ума с двумя его возможностями, или ум, выражающий себя двояко. Оба вида возможностей вырабатываются и становятся органичной частью оснащённости человеческого тела, когда оно адекватно очищено и достаточно развито. Это:

1. Низший конкретный ум, ментальное тело, читта, или умственное вещество.

2. Высший духовный, или абстрактный, ум.

Эти два аспекта души, два её фундаментальных качества создают человеческое царство и позволяют человеку соприкасаться как с низшими царствами природы, так и с высшими духовными реалиями. Первое качество, ум в его низшем проявлении, потенциально присуще каждому атому каждой формы в каждом царстве природы. Это часть телесной природы, неотъемлемая и потенциальная, основание братства, абсолютного единства, универсального синтеза и божественной связности в проявлении. Второй, высший аспект, есть принцип самоосведомлённости, и в сочетании с низшим аспектом он порождает самосознание человеческого существа. После того, как низший аспект проникает в формы дочеловеческих царств и насыщает их собой, он своим воздействием производит в них надлежащее утончение и активизирует их дремлющую чувствительность, отчего вибрация усиливается настолько, что притягивается высший аспект и происходит слияние, или единение. Это как бы более высокий вариант первоначального соединения духа с материей, в результате которого возник мир. Так начинается существование человеческой души и её долгий путь. Теперь она становится отдельной сущностью.

Словом душа обозначается также совокупная психическая природа – витальное тело, эмоциональная природа и умственное вещество. Однако на человеческой стадии душа представляет собой нечто большее. Это духовная сущность, сознательное психическое существо, сын Божий, обладающий жизнью, качеством и 56] явлением – уникальным проявлением во времени и пространстве трёх выражений души, которые мы только что описали:

1. Души всех атомов, образующих осязаемое явление.

2. Личной души, или той тонкой связной совокупности, которую мы называем Личностью, состоящей из эфирного (или жизненного) и астрального (или эмоционального) тел и низшего ментального аппарата. Эти три проводника у человечества те же, что и у животного царства, если иметь в виду жизненность, чувствительность и потенциальный ум животных; у растительного царства, если иметь в виду жизненность и чувствительность; и у минерального царства, если иметь в виду жизненность и потенциальную чувствительность.

3. Души как духовного существа, или объединения жизни и качества.

При объединении этих трёх выражений души создаётся человеческое существо.

Таким образом, человек представляет собой соединение или слияние жизни, качества и явления, или духа,