Алиса Бейли

Эзотерическая психология. Трактат о 7 лучах, том 1

учащийся всё-таки в состоянии 353] уловить общий смысл. Лучи-Аспекты главным образом отвечают за раскрытие Плана, а Лучи-Атрибуты отвечают за раскрытие качеств Божества. Это верно как для солнечного Логоса, так и для человеческого существа, как для планетарного Божества, так и для всего рода человеческого.

Убедиться в истинности вышесказанного можно на примере арийской расы и обоих Лучей, определяющих и направляющих её судьбу. Третий Луч Интеллектуальной Активности или Приспособления управляет общим продвижением расы и благодаря его господству мы наблюдаем осуществление плана Бога, то есть конкретное слияние духа и материи через эволюцию человеческой души. Результат такого слияния можно кратко осветить в следующих трёх пунктах.

1. Всеобщий интерес к душе, ведущий в конечном счёте к её признанию.

2. Убеждение в божественности субстанции и признание материи внешним одеянием Бога. Это будет свидетельствовать об интеллектуальном достижении арийской расы.

3. Достижение в арийской расе высокого совершенства в осуществлении Плана Бога, предусматривающего овладение человечеством материей физического плана. Самым наглядным примером этого является контроль человека над электрическими силами этого плана.

Эти три важных достижения показывают активность Третьего Луча в тот период, когда на общем расовом фоне выделяется арийская раса и, развившись на протяжение многих поколений, как и все расы, угасает. При этом души, накопившие благотворный опыт за время проявления данной расы, переходят в иную, более высокую – в данном случае шестую коренную – расу. Таковы главные результаты, но есть и множество меньших, приближающих эту расу к божественной цели. Цель эта 354] способствует лишь относительному совершенству, но не является окончательным завершением. Расовое совершенство, которое станет результатом активности Третьего и Пятого Лучей, не будет полным с точки зрения, например, седьмой коренной расы, но намного превзойдёт достижение атлантической, или четвёртой, коренной расы, основное влияние на которую оказывали Второй и Шестой Лучи. Цвет любой расы и залог её достижения составляют те Учителя, Посвящённые и Ученики, Которые за время её существования реализуют то, к чему стремятся Их души. Читатель должен помнить, что суть статуса адепта постоянно меняется и что уровень общего и интеллектуального развития адептов арийской расы будет выше, чем у тех, кто достиг этого статуса в атлантической расе. И требования к вступающим на путь ученичества в нынешней расе с каждым столетием неуклонно усложняются. В то же время стремящийся стать учеником неизменно развивает свои ценные качества, и так же неизменно совершенствуется его оснащённость, делая его способным в полной мере воспользоваться предлагаемой возможностью. Поэтому в книгах Анни Безант «Внешний Двор» и «Путь Ученичества» речь идёт о требованиях для вступления на путь испытаний, а не на путь ученичества. Сведения для идущих в наше время по пути ученичества изложены в «Трактате о Белой Магии». Все три книги освещают требования для обеих стадий пути сознательного раскрытия.

Довольно любопытно, что Первый Луч был активен в лемурийские времена. Объяснялось это особым замыслом или усилием планетарной Иерархии. В необходимой работе принял участие и Седьмой Луч. Во время индивидуализации человечества был задействован ещё один Луч, Пятый, и так соединенным усилием 355] Первого, Седьмого и Пятого Лучей совершилось великое слияние высшего и низшего аспектов рода человеческого. Интересно отметить, что вторичное влияние на арийскую расу в наше время оказывает Пятый Луч, тем самым соединяя арийскую и лемурийскую цивилизации. Обе цивилизации были и остаются сугубо материальными, но лемурийская – потому что всё своё внимание Иерархия направляла на развитие физического человека, тогда как сейчас внимание сконцентрировано не на физическом раскрытии человека, а на попытке поставить под его контроль физические силы планеты. Стоит отметить поразительный пример схожести лучевых сил. В Лемурии эпохальной йогой, приводившей к нужному объединению (перед принятием посвящения) была хатха-йога – йога физического тела. Она давала посвящённому необходимый физический контроль – контроль, который, усовершенствовавшись у расы до автоматизма, в наше время осуществляется ниже порога сознания. Циклически переживая ныне одно из постоянных великих повторений, мы замечаем у арийской расы огромный интерес к физическому совершенству, спорту, атлетике, танцам, физический культуре. Так на человечестве вновь циклически сказывается