Алиса Бейли

Эзотерическая психология. Трактат о 7 лучах, том 1

души?

4. В чём ценность изучения Лучей?

5. Каково значение Чувствительности; Сознания, или Осведомлённости; Энергии, или Света?

ГЛАВА ВТОРАЯ

ОТВЕТЫ НА НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ

33] Я указал, что в данном трактате мы уделим основное внимание центральному из трёх аспектов и сосредоточимся на качестве. Что под этим имеется в виду? Я хочу сказать, что мы займёмся тем, что выявляется посредством формы, что скрывается за явлением, что выражает жизнь или дух и что порождается в результате взаимодействия жизни и материи. Применительно к человеку, отражению божественности – в том, что касается его качества, – это включает три момента.

1. Человеческое существо, как уже говорилось, являет собой воплощённую Жизнь, выражающую качество и отражающую это качество в виде сознания, или чувствительной реакции на взаимодействие, происходящее между духом и материей в ходе эволюции.

2. Человек, будучи синтетической сущностью (и единственной, за исключением Макрокосмического Божества, включающей в себя полный синтез), обладает самосознанием, достаточно развитым сегодня, чтобы различать реакции на –

а. Троицу (как называет это «Бхагавадгита») Познающего, области познания и знания.

б. Растущее осознание того, что область знания есть лишь явление, или иллюзия, а само знание может быть препятствием, пока не превратится в мудрость.

34]

в. Эволюционный рост в отзывчивости на тот или иной из факторов этой троицы, что указывает на развитие чувствительности.

Это увеличивает интерес к Познающему и приводит к убеждению в том, что этот Познающий есть Душа, единая с Божеством, беспредельная и вечная, и являющаяся – в пространстве и во времени – определяющим фактором человеческого существования.

3. Бесконечное разнообразие форм скрывает субъективный синтез. Человек в конечном итоге может увидеть универсальную семеричность, выражающую себя во всех формах и всех царствах, и когда это произойдёт, он войдёт в царство субъективного единства и сможет сознательно продолжать свой путь к Единому. Пока ещё он не способен войти в сознание фундаментального сущностного Единства, но может войти в сознание собственной лучевой жизни, источника собственной временной конкретной жизни.

Эти три идеи требуют тщательного рассмотрения. Можно выразить это так:

о Единая Жизнь. Единство.

о о о Три Главных Луча.

о о о о Четыре Меньших Луча.

о Единство Явления.

Единой Жизни мы касаться не будем. Мы принимаем её как основополагающую истину и сознаём, что возвращаемся от отождествлённого с формой существования через различные раскрытия сознательного отклика на божественное взаимодействие и активность к окончательному отождествлению с единой Жизнью. Осознание формы должно уступить место наделённому качеством излучению самосознательной духовной индивидуальности сына Божьего, являющего себя через форму. Но и это в конце концов будет заменено двумя фазами выражения:

1. Чувством божественного синтеза, низшей формой и материальным, 35] но всё же символическим, отражением которого является наше телесное «благополучие». Это чувство уравновешенного блаженного удовлетворения, основанного на осознанном Бытии.

2. Переход даже с этого уровня жизни-сознания к фазе ещё более интенсивной и отстранённой, на которой происходит осознание жизни Самого Бога, свободной от формы, но по-прежнему, таинственным образом, осведомлённой о качестве.

На языке мистицизма это может быть выражено так:

«Я беру себе тело. Это живое тело. Я знаю его жизнь и, значит, знаю свою мать.

Я использую тело. Это тело – не я. Я служу группе и в этом служении живу в теле – отстранённый сын Божий. Я знаю своё «Я».

Я одушевляю тело. Я – его жизнь и в этой жизни я увижу жизнь. Жизнь эта известна как любовь. Я – любовь Бога. Я знаю Отца и знаю, что жизнь Его – это любовь.

Я – тело и его любящая жизнь. Я – это «Я», чьё качество – любовь. Я – жизнь Самого Бога. Я есмь Мать-Отец-Сын.

За этими тремя стоит неведомый Бог. Этот Бог – Я».

Давайте внесём предельную ясность, даже если при этом нам придётся повторяться. Хотя мы и касаемся формы и рассматриваем её природу, но главное внимание в этом трактате мы уделяем самосознанию, выражающему себя в виде способности реагировать, в виде особого рода осведомлённости, которую мы называем «качеством сознания» или его характерной чертой. В нашем распоряжении всегда есть вспомогательные тройственные комбинации, представляющие собой лишь описательные термины для выражения качества проявленной жизни.

Форма Изменчивость, сознательная