Идрис Шах

Сказки Дервишей

- Обрывочная информация в данном случае состоит в том, что

лавка светильников находится по-прежнему там же, где

находилась всегда, но сами светильники унесены в другое место.

- Я не знаю, что такое 'светильники', но мне кажется

очевидным, что 'лавка светильников' - это место, где его можно

приобрести, поэтому-то ее и называют 'лавкой светильников'.

- Ты прав, но дело в том, что понятие 'лавка светильников'

может иметь два различных значения: во-первых, это может

означать 'место, где можно приобрести светильники', а во-

вторых, 'место, где когда-то их можно было достать, но где их

уже нет'.

- Ты не можешь это доказать.

- Знаешь, ты можешь показаться многим людям круглым

идиотом.

- Тебя тоже многие люди могли бы назвать идиотом. Ты,

вероятно, преследуешь скрытую цель посылать покупателей туда,

где светильники продают твои товарищи или, возможно, ты вовсе

не желаешь, чтобы я приобрел светильник.

- Я хуже, чем ты думаешь. Вместо того, чтобы обещать тебе

'лавку светильников' и поощрять твое голое предположение, что

там ты найдешь решение своих проблем, я прежде всего проверяю,

умеешь ли ты читать. Я желаю знать, приходилось ли тебе уже

бывать поблизости от такой лавки или светильники приобретались

для тебя каким-либо иным путем.

Двое печально посмотрели друг на друга и разошлись.

Шейх Пир Паттари, автор этой истории, умер в Индии в 1632

году. Его гробница расположена в Меруте.

Он, как считается, находился в телепатическом контакте с

'учителями прошлого, настоящего и будущего', и они передавали

свои учения через его особые истории, описывающие эпизоды из

повседневной жизни общества.

ЭКИПАЖ

Изучение человека включает в себя три науки. Первая - это

наука обычного знания; вторая - наука необычных духовных

состояний, часто называемых экстазом, и, наконец, третья и

наиболее важная наука - наука истинной реальности: наука,

занимающаяся изучением того, что неизмеримо выше предметов

изучения первых двух наук.

Только реальное внутреннее знание составляет знание науки

истинной реальности. Первые же две науки лишь отражают, каждая

по-своему, третью науку. Они почти бесполезны без нее.

Представим себе кучера. Он сидит на козлах экипажа и

управляет лошадью, которая тянет за собой экипаж. Экипаж - это

интеллект, высшая форма, в пределах которой мы находимся,

когда сознаем свое существование и решаем, что нам делать.

Экипаж дает возможность лошади и ездоку действовать. Это то,

что мы называем 'ташкил', внешняя оболочка или формулировка.

Лошадь, являющаяся движущей силой, символизирует энергию,

называемую иногда 'эмоциональным состоянием', а иногда как-

нибудь по-другому. Она необходима, чтобы привести в движение

экипаж. Человек, в нашей схеме, есть тот, кто воспринимает

наилучшим образом цель и возможности ситуации и направляет

экипаж в заданном направлении.

Каждый из этих трех элементов, взятый в отдельности,

способен выполнять свои функции, причем достаточно правильно.

Но общая функция, которую мы называем движением экипажа (к

цели), не может осуществляться до тех пор, пока действия трех

элементов не будут согласованы ПРАВИЛЬНЫМ ОБРАЗОМ.

Только 'человек' - реальное 'я' - знает необходимость

'экипажа', 'лошади' и 'кучера' друг в друге, а также знает,

как связать их действия.

Великая работа, в понимании суфиев, есть знание того, как

сгармонизовать функции описанных трех элементов. Слишком много

седоков, неподходящая лошадь, чересчур легкий или тяжелый

экипаж - и результат не будет достигнут.

Этот открывок записан в дервишском манускрипте на

персидском языке. Различные варианты его найдены в таких

географически удаленных друг от друга школах, как дамасская и

делийская.

ХРОМОЙ И СЛЕПОЙ

Хромой человек однажды вошел в сераль (постоялый двор) и

устроился там среди других посетителей.

'Из-за моей хромоты я лишен возможности быстро

передвигаться и не успею на султанский пир', - сказал он

своему соседу.

Человек, к которому он обратился, поднял голову и сказал:

- Я тоже приглашен на пир, но мне еще труднее попасть

туда, чем тебе, потому что я слеп и не вижу дороги.

Тут в их разговор вмешался третий посетитель. Он сказал:

- Вдвоем вы располагаете средством достичь вашей цели,

если только согласитесь воспользоваться