Идрис Шах

Сказки Дервишей

на

огромный арбуз, выросший на поле.

- Подобное чудище мы встречаем впервые, - объяснили они

дервишу, - оно, разумеется, вырастет еще больше и всех нас

сожрет. Но мы не решаемся даже приблизиться к нему.

- Хотите, я кое-что расскажу вам о нем? - спросил дервиш.

- Не будь глупцом, - закричали крестьяне, - убей его, если

можешь, и мы тебя вознаградим. Но не думай рассказывать нам

сказки, мы не желаем тебя слушать!

Тогда Як Баба вытащил из кармана нож, подошел к арбузу и,

отрезав ломоть, стал уплетать его. Это зрелище повергло людей

в неописуемый ужас. С криками и воплями они кинули дервишу

пригоршню монет и стали умолять его:

- Сжалься над нами, славный повелитель монстров, уходи и

не губи нас, как ты погубил только что это чудовище!

Таким образом, Як Баба стал постепенно понимать, что для

того, чтобы жить среди глупцов, надо научиться думать и

поступать, как они. Спустя несколько лет ему удалось сделать

нескольких дураков разумными, и в награду за это он был

однажды удостоен глубокого знания. А так как он стал святым в

стране глупцов, обитатели этой страны сохранили о нем память

только как о 'герое, который разрубил Зеленое Чудовище и выпил

его кровь'. Они пытались сделать то же самое, чтобы заработать

глубокое знание, но у них, разумеется, ничего не вышло.

Теперь возвратимся к началу рассказа и посмотрим, что

случилось со вторым дервишем, Ду Ага, который отправился на

поиски волшебного зеркала.

Если раньше Ду Ага повсюду разузнавал о новых мудрецах или

новых упражнениях и позах, то теперь, кого бы дервиш ни

встретил на своем пути, он каждого спрашивал о волшебном

зеркале. Он получал множество ответов, которые только вводили

его в заблуждение, пока, наконец, не осознал, где нужно искать

это зеркало: оно было подвешено в одном колодце на тончайшем

волоске и представляло собой создание из человеческих мыслей.

Но так как мыслей оказалось недостаточно, все зеркало

представляло собой небольшой кусочек.

Ду Ага перехитрил демона, охранявшего колодец, и, достав

зеркало, всмотрелся в него и попросил глубокого знания. В тот

же миг он получил его. Дервиш обосновался в этом месте и

прожил долгую и счастливую жизнь, обучая людей мудрости. Но

так как его ученики после его смерти не поддерживали

определенной концентрации мыслей, необходимой для постоянного

обновления зеркала, оно вскоре исчезло. Все же по сей день

некоторые люди глядят ежедневно в свое зеркало, полагая, что

это и есть магическое зеркало Ду Аги.

Ну, а что касается третьего дервиша, Си Каландара, то он,

расставшись со своими товарищами, повсюду разыскивал Джинна

Водоворота. Этот джинн был известен под многими другими

hlem`lh, но Каландар не знал об этом. В течение нескольких лет

он не раз оказывался поблизости от джинна, но проходил мимо,

потому что люди, к которым он обращался, либо не знали о

существовании такого джинна, либо никак не предполагали, что

он - Джинн Водоворота.

И вот, спустя много лет, Си Каландар вошел как-то в одно

селение.

- О люди, - обратился он к толпе поселян, - не слышал ли

кто-нибудь из вас о Джинне Водоворота?

- Мы никогда не слышали о джинне, - ответил ему кто-то из

толпы, - но эта деревня называется Водоворот.

Каландар повалился на землю и закричал:

- Я не уйду отсюда до тех пор, пока Джинн Водоворота не

покажется мне!

Джинн, прятавшийся поблизости, выскочил из своего укрытия

и, закружившись смерчем, заревел: 'Мы не любим, когда

чужестранцы приходят в наше селение, о дервиш. Итак, я здесь,

чего ты хочешь?'

- Я ищу глубокое знание, - ответил Си Каландар, - и мне

сказали, что только ты можешь помочь мне обрести его. И дервиш

рассказал, при каких обстоятельствах он узнал о существовании

джина.

- Да, я в самом деле могу тебе помочь, - прогремел джинн.

- Ты уже много сделал сам, и теперь тебе осталось только

произнести определенную фразу, пропеть определенную мелодию,

совершить одни действия и воздерживаться от других. Тогда

глубокое знание станет твоим. Сказав так, джинн дал дервишу

подробные наставления и скрылся.

Целые годы потратил Си Каландар на то, чтобы научиться

правильно выполнять данные ему обряды и упражнения. Его

усердие и сосредоточенность снискали ему репутацию достойного

и посвященного человека. Люди, наблюдая за ним, заражались его

примером