Идрис Шах

Сказки Дервишей

шесть дней мы выносили

вашу болтовню, а теперь оставьте нас в покое. Мы простые

погонщики и ко всему этому не имеем никакого отношения.

Такова разница между скрытыми суфиями и теми, которые

только подражают им.

'Еврейская энциклопедия' и такие авторитеты по хасидизму,

как Мартин Бубер, отмечали сходство школы Хасидизма с

испанскими суфиями, имея в виду хронологию и близость учений.

Это сказание, в котором фигурирует суфий Абд аль-Кадир из

Гелана (1077-1166), входит также в жизнеописание хасида рабби

Элимелеха, который умер в 1309 году.

Абд аль-Кадир, прозванный 'королем' (и точно такой же

титул носил Элимеле), был основателем ордена Кадирийа.

БАЙАЗИД И ТЩЕСЛАВНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Однажды некий человек с упреком сказал Байазиду, великому

мистику IX столетия, что он постился, молился и т.п. в течение

30 лет, но так и не нашел в этом утешения, которое обещает

Байазид. Байазид ответил ему, что и за 300 лет он ничего не

достигнет.

- Почему? - спросил искатель просветления.

- Потому что этому препятствует твое тщеславие, - сказал

мудрец.

- Но как мне от него избавиться?

- Есть одно средство, но оно тебе не подойдет.

- И все же назови его.

Байазид сказал:

- Ты должен пойти к цирюльнику и сбрить свою почтенную

бороду, затем снять верхнюю одежду, опоясаться кушаком и одеть

на шею торбу с грецкими орехами. Когда ты все это сделаешь,

ступай на базарную площадь и кричи во весь голос: 'Даю орех

тому сорванцу, который ударит меня по шее'. Потом пройдись

перед зданием суда, чтобы старшины города увидели тебя в таком

виде.

- Но я же не могу этого сделать, - взмолился человек, -

прошу тебя, расскажи мне о каком-нибудь другом средстве.

- Это первый и единственно возможный шаг к цели, - сказал

Байазид. - Но ведь я предупреждал, что это средство тебе не

понравится, поэтому ты неизлечим.

Аль-Газали в своей работе 'Алхимия счастья' с помощью этой

притчи подчеркивает часто повторяемый аргумент, что некоторые

люди, какими бы искренними искателями истины они ни казались

самим себе или даже окружающим, побуждаются в своих поступках

тщеславием и корыстью, тем самым создавая непреодолимые

трудности для своего обучения.

ЛЮДИ ДОСТИЖЕНИЯ

Имам аль-Газали рассказал предание из жизни Исы ибн

Марийам.

Однажды Иса увидел людей, понуро сидящих у обочины дороги.

Он спросил их:

- Почему вы печалитесь?

Они ответили ему:

- Нас печалит страх перед адом.

Иса отправился дальше и, пройдя немного, увидел других

людей, в безутешной печали сидящих у дороги в различных позах.

- Что вас так тяготит? - спросил он их.

- Желание рая повергло нас в это состояние, - ответили

люди.

Оставив их, Иса продолжал свой путь, пока не повстречал

третью группу людей. По ним было видно, что они много

выстрадали, но лица их сияли радостью.

Иса обратился к ним:

- Что привело вас в радость?

Люди ответили:

- Дух истины. Мы видели реальность, и это заставило нас

забыть второстепенные цели.

- Вот истинно люди достижения, - сказал Иса. - В день

воскресения они предстанут перед лицом Бога.

Те, кто верят, что духовный прогресс основывается на

культивировании в людях желания награды или страха наказания,

часто бывают удивлены, услышав это суфийское предание об

Иисусе.

Суфии говорят, что только определенным людям полезно

сосредоточиваться на идее приобретения или потери, и это, в

свою очередь, может составить лишь какую-то часть их практики.

Изучавшие методы и результаты обучения людей путем тренировки

и внушения будут близки к тому, чтобы согласиться с суфиями.

Религиозные формалисты самых разных вероисповеданий не

примут, конечно, утверждения, что простые альтернативы добра и

зла, напряженности и расслабленности, награды и наказания

представляют собой только часть великой системы

самореализации.

СТРАНСТВУЮЩИЙ, НЕОБЫЧНЫЙ И ТОРОПЛИВЫЙ

Встретились три дервиша на пустынной дороге. Первого звали

Странствующий, потому что он, почитая старые обычаи, выбирал

самые длинные маршруты для путешествий. Второго звали

Необычный, потому что ничто не казалось ему необычным, хотя

то, что он делал, или даже то, что привлекало его внимание,

казалось весьма необычным другим людям. Имя третьего было

Торопливый, потому что этот дервиш,