Идрис Шах

Сказки Дервишей

они увидели перед каждым домом идола, изображающего

Нура - открывателя огня. Третий ученик обратился к

руководителям общины так:

- Этот идол изображает человека, олицетворяющего собой

возможность, которую человек способен использовать, не так ли?

- Может быть, это и так, - ответили почитатели Нура, - но

проникнуть в эту тайну дано лишь немногим.

- Да, но только тем немногим, кто поймет, а не тем, кто

отказывается смотреть на определенные факты, - сказал третий

ученик.

- Все это ересь, к тому же, ее высказывает человек, даже

не говорящий на нашем языке правильно и не принадлежащий к

священникам, к посвященным в нашу веру, - заворчали жрецы.

И этому ученику не удалось добиться успеха.

Так группа продолжала свое путешествие, пока не прибыла на

территорию четвертой общины. На этот раз перед собранием людей

выступил четвертый ученик. Он заявил:

- История о создании огня правдива. Я знаю, как добывать

огонь.

В толпе возникло замешательство, послышались разноголосые

мнения. Некоторые говорили:

- Возможно, это правда, и если так, то мы непременно хотим

узнать, как добывать огонь.

Но когда мастер и его последователи испытали их,

оказалось, что большинство стремилось использовать огонь для

своей личной выгоды. Они не понимали того, что огонь есть

нечто необходимое для человеческого прогресса. Умы

подавляющего числа людей этого племени были настолько

пропитаны извращенными легендами, что те, кто воображал себя

способными воспринимать истину как таковую, на деле

оказывались, как правило, неуравновешенными людьми, которые не

смогли бы получить огонь, даже если бы им показали, как это

делается.

Были и другие, которые заявляли: 'Конечно, в легендах нет

ничего правдивого. Этот человек просто хочет нас одурачить,

чтобы занять в нашей общине высокое положение'.

Третья партия говорила: 'Наши легенды должны остаться

такими, какие они есть, поскольку это наше наследие,

соединяющее всех нас в единое целое. Если мы сейчас откажемся

от них, а затем обнаружим, что новое толкование никуда не

годно, что тогда станет с нашим обществом?'

Были также и другие точки зрения.

Итак, группа отправилась дальше и пришла, наконец, на

территорию пятой общины, где разведение огня было чем-то

обычным и общедоступным. Но и там путешественникам встретились

испытания.

И тогда мастер сказал своим ученикам:

- Вы должны научиться тому, как учить, ибо человек не

желает, чтобы его учили. Сперва вы должны будете научить людей

тому, как учиться. А перед этим еще необходимо объяснить им,

что существует нечто такое, чему следует учиться. Люди

воображают, что они уже все знают. Они хотят изучать то, что

они считают необходимым изучать - а не то, что должно быть

изучено прежде всего. Только когда вы поймете все это, мы

сможем изобрести метод обучения. Знание без специальной

способности учить - это не то же самое, что знание и наличие

этой способности.

Известно, что Ахмад аль-Бадави (умер в 1276 году) на

вопрос, что такое варвар, ответил:

- Варвар - тот, чьи восприятия настолько грубы, что ему

кажется, будто через ощущения и размышления он способен понять

то, что можно постичь только в результате эволюции и

постоянного приложения усилий на пути к Богу.

Люди смеются над Моисеем и Иисусом из-за своей абсолютной

невосприимчивости, а также потому, что скрыли от самих себя

истинный смысл слов и действий этих великих пророков.

Согласно дервишским сведениям, аль-Бадави был проклят за

проповедь христианства мусульманам, но в то же время он

отвергался христианами за то, что отказался понимать буквально

позднейшую христианскую догму.

Аль-Бадави основал египетский орден Бадавийа.

ВЕЛИКАН-ЛЮДОЕД И СУФИЙ

Один странствующий суфийский мастер, пересекая высокие

горы, где никогда не ступала нога человека, повстречался с

людоедом исполинских размеров.

- Я тебя съем, - сказал великан суфию. Но суфий на это

ответил:

- Прекрасно, съешь меня, если сможешь, но должен тебя

предупредить, что я тебя одолею, ибо я бесконечно

могущественней, чем ты думаешь.

- Вздор, - взревело чудовище, - ты всего лишь суфийский

мастер, погруженный в духовные науки. Ты не сможешь одолеть

меня потому, что я полагаюсь на свою грубую силу