Идрис Шах

Сказки Дервишей

как ты,

стоящих на пути истины. Я хочу попросить тебя о помощи, ибо

знаю, что люди суфийского пути выполняют в обществе особую

миссию. Прояви ко мне сострадание'.

Странник поднял глаза и, взглянув на купца, увидел на его

лице глубокую печаль.

- Я страдающий и само страдание, - произнес он. - Тебя,

несомненно, постигло какое-то горе, но у меня ничего нет. Я не

могу добыть для себя даже немного ниток, в которых нуждаюсь;

ну да ладно, расскажи мне о своем горе, и я постараюсь тебе

помочь.

- Знай, о счастливый человек, - начал купец, - у меня есть

единственная дочь, которая прекрасна собой, и я люблю ее

больше жизни. Она одержима каким-то недугом, от которого день

ото дня чахнет. Осмотри ее, прошу тебя, может быть, ты сможешь

ee исцелить.

В словах купца было столько невыразимого страдания и

вместе с тем столько надежды, что искатель не мог ему отказать

и пошел с ним к его дочери.

Как только девушка увидела странника, она сказала: 'Я не

знаю, кто ты такой, но чувствую, что только ты сумеешь мне

помочь, и никто больше. Я влюблена в одного плотника и страдаю

от разлуки с ним'.

И она назвала имя того человека, которого искатель просил

сделать загон для коз.

Искатель вышел к купцу и сказал:

- Твоя дочь желает выйти замуж за одного уважаемого

плотника, которого я знаю.

Это известие весьма обрадовало купца, ибо дочь его все

время говорила о каком-то плотнике, но он считал все ее

разговоры плодом ее больного рассудка и никак не предполагал,

что болезнь девушки от сильной любви. Он в самом деле думал,

что она не в своем уме.

Итак, искатель снова отправился к плотнику и рассказал ему

о девушке. Плотник построил загон, за что продавец скота

подарил искателю несколько породистых коз. Этих коз искатель

отвел к козопасу и получил от него шерсть, которую обменял у

прядильщицы на нитки и, отдав их ковровщику, взял у него

небольшой коврик.

Добыв, наконец, коврик, искатель отправился опять к дому

суфия.

- Теперь я могу дать тебе знание, - сказал мудрец, - ибо

ты не смог бы принести этот коврик, если бы не потрудился ради

него, а не только ради себя.

Это сказание красноречиво изображает тот факт, что

суфийский мастер, зная 'скрытое измерение' жизни, заставляет

своего ученика (иногда используя его для своих целей)

подвергнуться развитию, даже вопреки желанию ученика.

Сказание взято из устных преданий Бадахшанских дервишей.

Здесь оно представлено в виде сказки, и в этом варианте

принадлежит Мухаммеду Баба ас-Саммаси. Он был великим мастером

ордена Мастеров, третьим в истории школы до Баха ад-дина

Накшбанда, и умер в 1354 году.

ЛАВКА СВЕТИЛЬНИКОВ

Как-то темной ночью на пустынной дороге встретились два

человека.

- Я ищу лавку, которая называется 'Лавка светильников',

она должна быть где-то поблизости, - сказал первый человек.

- Я как раз живу в этих местах и могу показать тебе

дорогу, - сказал второй.

- Я мог бы найти ее и сам; мне были даны указания, и я их

записал.

- Зачем же ты спрашиваешь меня?

- Просто так спрашиваю.

- Ты, видно, ищешь собеседника, а не помощи.

- Да, наверное, так и есть.

- Но ведь для тебя лучше было бы получить дальнейшие

указания от местного жителя, раз ты так далеко зашел, особенно

потому, что дальше начинается очень трудный путь.

- Я полностью полагаюсь на первоначальные инструкции,

которые помогли мне добраться сюда. Я не уверен, что могу

доверять кому-либо еще.

- Итак, ты был способен поверить первоначальной

информации, но тебя не научили, как узнать того, кому следует

доверять в дальнейшем?

- Да, это так.

- Есть ли у тебя еще какая-либо цель?

- Нет, только найти Лавку Светильников.

- Не мог бы ты ответить на такой вопрос: почему ты ее

ищешь?

- Потому что мне было совершенно авторитетно сказано, что

там, где имеются светильники, есть также и средства,

помогающие человеку читать в темноте.

- Ты прав. Но это только предположение, а также обрывочная

информация. Есть еще предварительные требования. Знаешь ли ты

об этом?

- Не понимаю, о чем ты?

- Предварительное требование к чтению с помощью

светильников состоит в том, что ты уже должен уметь читать.

- Ты не можешь это доказать.

- Конечно, в такую темную ночь.

- А что такое 'обрывочная информация'?