Идрис Шах

Сказки Дервишей

прослышав о владельце чашки как

о великом лекаре, велел срочно доставить его во дворец.

Дервиша подвели к ложу принцессы. Он взял лекарство,

которым ее уже пытались лечить, вылил в свою чашу и поднес к

ее губам. Но так как он был лишен возможности посоветоваться с

волшебным зеркалом о том, какое лекарство необходимо

принцессе, чаша не помогла.

Принцессе не стало лучше, и разгневанный король приказал

распять дервиша на стене. Дервиш стал молить короля об

отсрочке, объясняя, что он должен посоветоваться со своими

товарищами, но король был нетерпелив и полагал, что дервиш

хитрит и только хочет выиграть время.

Между тем три других дервиша, возвратившись домой и не

застав там своего товарища, взглянули в зеркало и увидели, что

ему угрожает смерть. Не теряя времени, дервиши сели на посох и

полетели к нему на помощь. Они подоспели как раз вовремя и

вызволили его, но помочь королевской дочери уже не смогли,

потому что лишились своей чаши.

Дервиши посмотрели в волшебное зеркало и увидели свою чашу

на дне самого глубокого океана в мире, куда ее забросили по

приказу короля. И даже с помощью своих волшебных предметов им

понадобилось целое тысячелетие, чтобы вернуть ее.

С тех пор, наученные горьким опытом, дервиши стали

работать в глубокой тайне, искусно скрывая свои чудесные

методы под самыми различными покровами, и потому все, что они

ни делали для людей, выглядело простым и легко объяснимым.

Эта легенда напоминает многие восточные устные предания о

волшебных предметах.

Некоторые видят в ней скрытый намек на утверждение, что

Иисус не умер на кресте. По мнению других, в ней указывается

на четыре методики основных восточных дервишских школ и на

влияние этих методик в Индии и Хорасане под эгидой накшбандов.

Более распространенное суфийское объяснение состоит в том,

что 'дервишская работа' включает в себя четыре элемента,

которые необходимо применять одновременно и втайне.

СНЫ И КУСОК ХЛЕБА

Три человека, отправившиеся в долгое и изнурительное

путешествие, встретились на большой дороге и решили

странствовать вместе. Они объединили свои припасы и по-

dpsfeqjh делили невзгоды и удачи, лишения и радости пути.

Но вот наступил день, когда от всей их провизии остались

кусочек хлеба и глоток воды во фляге. Между путниками

разгорелся спор, кому из них троих должны достаться хлеб и

вода. Никто не желал уступить другим своей доли, и они решили

было разделить все поровну, но это им не удалось.

Так они спорили, пока не стало смеркаться, и тогда один из

них предложил: 'Давайте ляжем все спать, и кому из нас

приснится ночью самый чудесный сон, тому и быть судьей над

нами'. Его товарищи согласились с ним, и они тут же улеглись и

заснули.

Наутро, с восходом солнца, друзья проснулись.

Первый стал рассказывать: 'Приснилось мне, что я был

восхищен в столь совершенный мир, что описать его великолепие

бессилен язык; меня словно объял безмятежный покой. Там я

встретил мудреца, который сказал мне: 'Эта еда должна

достаться тебе, ибо твоя прошлая и будущая жизнь наполнена

подвигами, достойными восхищения'.

- Как странно, - сказал другой путник, - ведь когда я

заснул, то я в самом деле увидел свое прошлое и будущее, и в

будущем я встретил всезнающего человека, который сказал: 'Ты

заслуживаешь этот хлеб, ибо терпеливее своих товарищей и

ученее их. Согласно твоему предначертанию ты будешь обучен и

поведешь за собой людей'.

Третий путешественник сказал: 'Во сне я ничего не видел,

ничего не слышал, ни с кем не разговаривал. Но какая-то

непреодолимая сила заставила меня подняться, отыскать хлеб и

воду и разом проглотить все это, что я тут же и сделал'.

Эта одна из многих притч, приписываемых Шах Мухаммеду Гавс

Шаттари, умершему в 1563 году. Он написал знаменитый трактат

'Пять жемчужин', в котором способ достижения человеком более

высоких состояний описан в терминах магии и колдовства, в

соответствии с древними моделями. Шатари был великим мастером

и пользовался огромным уважением индийского императора.

Несмотря на то, что многие провозглашали его святым,

духовенство рассматривало некоторые его работы, как

противоречащие Святому Писанию, и добивалось его казни. В

конце концов с него было снято обвинение в ереси на