Идрис Шах

Сказки Дервишей

для тебя.

Эта история иллюстрирует, помимо всего прочего, любимую

суфиями идею о том, что истина 'пытается проявить себя' в

человеческом обществе, но она для каждого человека появляется

снова и снова в таких одеждах, в которых ее труднее всего

опознать, причем эти ее проявления, на первый взгляд, кажутся

не имеющими друг к другу никакого отношения.

Только развитие 'особого восприятия' дает человеку

возможность проникнуть в этот невидимый процесс.

КОРОЛЬ И БЕДНЫЙ МАЛЬЧИК

Человек не может самостоятельно пройти путь внутреннего

развития. В это путешествие не следует отправляться одному,

необходим руководитель. Руководителя в нашей притче мы

называем королем, а искателя - бедным мальчиком.

Рассказывают, что однажды король Махмуд обогнал свою

свиту. Мчась на коне во весь опор вдоль реки, он вдруг увидел

у самой воды маленького мальчика, ловившего неводом рыбу.

Ребенок казался очень несчастным.

Король резко осадил коня и, подъехав к мальчику, спросил

его:

- Дитя мое, почему у тебя такой печальный вид? Я никогда

не встречал человека более печального, чем ты.

Мальчик ответил:

- Ваше величество, нас семеро братьев. Наш отец умер, и мы

живем с матерью в крайней нужде. Чтобы как-то прокормиться, я

прихожу каждый день к реке и закидываю сеть. Если за день мне

не удается поймать ни одной рыбы, на ночь я остаюсь голодным.

- Сын мой, - сказал король, - если ты не возражаешь, я

помогу тебе. Мальчик согласился, и король Махмуд сам

закинул сеть, которая от

прикосновения королевской руки вернулась с богатым уловом.

Дилетанты обычно думают, что метафизические системы либо

отрицают ценность вещей 'этого мира', либо, наоборот, обещают

материальное изобилие.

В суфизме, однако, приобретение 'ценностей' не всегда

имеет только фигуральный или только буквальный смысл. Эта

притча великого Фарид ад-дина Аттара, взятая из его

произведения 'Парламент птиц', толкуется и буквально, и

символически. По утверждению дервишей человек, находящийся на

суфийском пути, может приобрести какие-то материальные вещи,

если это полезно пути так же, как ему самому. В равной степени

nm приобретает трансцендентальные 'ценности' - в соответствии

со своей способностью использовать их правильным образом.

ТРИ УЧИТЕЛЯ И ПОГОНЩИКИ МУЛОВ

Абд аль-Кадир пользовался такой необыкновенной

известностью, что мистики всех вероисповеданий стекались к

нему толпами. В его приемном зале, всегда переполненном

людьми, неизменно соблюдался высший этикет и царило

почтительное уважение к традиционным обычаям. Благочестивые

посетители придерживались в своих отношениях строгой иерархии:

ранг каждого определялся его личными достоинствами, возрастом,

репутацией его наставника и тем положением, которое он занимал

в своей общине.

Кроме того, они немало соперничали друг с другом в том,

чтобы как можно больше обратить на себя внимание султана

учителей, Абд аль-Кадира. Манеры его были безупречны.

Невежественные или невоспитанные люди на эти встречи не

допускались.

Но вот однажды три шейха, первый из Хорасана, второй из

Ирака и третий из Египта, прибыли в Даргах со своими

проводниками, неотесанными погонщиками мулов. Шейхи

возвращались после хаджа (паломничества в Мекку). В пути они

были до последней степени измучены грубостью и несносными

проделками своих проводников; одна мысль о том, что скоро они

избавятся от этих мужланов, радовала их не меньше, чем

предвкушение предстоящего лицезрения великого учителя.

Когда шейхи подошли к дому Абд аль-Кадира, он, против

своего обыкновения, вышел к ним навстречу.

Ни единым жестом приветствия он не обменялся с погонщиками

мулов, но с наступлением ночи, когда шейхи в темноте

пробирались в отведенные для них покои, они вдруг совершенно

случайно стали свидетелями того, как Абд аль-Кадир пожелал

спокойной ночи их проводникам, а когда те почтительно

прощались с ним, даже поцеловал им руки. Шейхи были изумлены и

поняли, что эти трое, в отличие от них самих, - скрытые шейхи

дервишей. Они последовали за погонщиками и попытались было

завязать с ними беседу, но глава погонщиков грубо осадил их:

- Идите прочь с вашими молитвами, бормотаниями, вашим

суфизмом и поисками истины. Тридцать