Идрис Шах

Сказки Дервишей

КЛЯТВА

Один человек, измученный бесконечными неудачами, поклялся,

wrn если несчастья оставят его, он продаст свой дом и раздаст

все деньги, которые получит за него, нищим.

Через некоторое время судьба стала милостивой к нему, и он

вспомнил о своей клятве. Но ему не хотелось терять так много

денег, и тогда он придумал выход из положения.

Он объявил, что продаст свой дом, но с кошкой в придачу.

За дом он просил одну серебряную монету, а за кошку - десять

тысяч.

Вскоре пришел покупатель и купил дом и кошку. Одну монету,

полученную за дом, человек отдал беднякам, а десять тысяч,

вырученные за кошку, оставил себе.

Многие люди мыслят так же, как этот человек. Они решают

следовать какому-нибудь учению, но свою связь с ним

истолковывают так, как им выгодно. До тех пор, пока они не

преодолеют этой тенденции путем особой тренировки, они вообще

не смогут учиться.

Согласно дервишскому рассказчику, шейху Насир аль-Дину

Шаху, в этой притче иллюстрируется умышленный обман или,

возможно, извращенный ум, бессознательно создающий подобного

рода обман. Этот шейх, известный под титулом 'Светоч Дели',

умер в 1846 году. Его гробница расположена в Дели, в Индии.

Настоящий вариант рассказа, приписываемый ему, взят из

устных преданий ордена Чиштийа.

Притча используется для того, чтобы ознакомить с

психологической техникой, имеющей целью сделать ум стабильным,

исключить для него возможность самообмана.

ИДИОТ В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ

К пробуждению можно придти различными путями. Но только

один путь является правильным. Человек спит; он должен

пробудиться правильным способом. Послушайте историю об одном

невежественном человеке, который проснулся неправильно.

Глупец попал однажды в огромный город и, увидев на улицах

множество снующих туда и сюда людей, оторопел. На ночь он

устроился в караван-сарае, но, боясь, что утром не сможет

найти себя в этой толпе людей, он, прежде чем уснуть, привязал

к ноге тыкву.

Один шутник, наблюдая за ним, все понял. Он дождался, пока

глупец заснул, отвязал от его ноги тыкву и привязал ее к

своей. Затем он улегся рядом и уснул. Проснувшись утром,

глупец первым делом стал искать тыкву. Увидев ее на ноге

другого человека, он решил, что тот человек и есть он сам. В

совершенном смятении он растолкал того человека и закричал:

'Если ты - это я, то скажи мне, ради небес, кто я и где я?'

Эта сказка, появившаяся также в Насреддиновском сборнике

анекдотов, популярных по всей Средней Азии, дошла до нас в

великом классическом духовном произведении 'Саламан и Абсаль'

lhqrhj` ХV столетия Абд ар-Рахман Джами.

Он родился на берегах Оксуса, а умер в Герате, оставив

после себя славу величайшего персидского поэта.

Джами вызывал яростные нападки святош своей откровенностью

и особенно заявлением, что он никого не считает своим

учителем, кроме собственного отца.

КАК ВОЗНИКЛО ПРЕДАНИЕ

Давным-давно существовал город, состоявший из двух

параллельных улиц. Однажды один дервиш перешел с одной улицы

на другую, и жители этой, второй улицы обратили внимание, что

его глаза полны слез. 'На соседней улице кто-то умер!' -

закричал один из них, и все дети, игравшие поблизости, тут же

подняли крик.

На самом же деле дервиш плакал оттого, что незадолго до

этого чистил лук.

Но крик все разрастался, и его вскоре услышали на соседней

улице. Жители обеих улиц были так опечалены и испуганы,

вообразив, что у соседей несчастье, что не решились даже

поинтересоваться друг у друга о причине переполоха.

Правда один мудрый человек, пытаясь успокоить их,

посоветовал тем и другим спросить друг у друга, что случилось,

но слишком возбужденные, чтобы внять его совету, они отвечали:

'Мы все и так знаем: наших соседей постигло большое

несчастье'.

Известие это распространилось со сверхестественной

быстротой, и вскоре уже ни один из жителей каждой улицы не

сомневался, что у соседей стряслась беда.

Собравшись с мыслями, и те, и другие решили немедленно

покинуть эти места, чтобы таким образом спасти свои жизни.

И вот обе общины снялись со своих насиженных мест и

направились в противоположные стороны.

С тех пор прошли века; город тот по-прежнему безлюден.

Недалеко друг от друга, по обе стороны от