Борис Романов

Русские Волхвы, Астрологи, Провидцы (Часть 1)

очень интересное свидетельство - скандинавская сага XII века

об Олаве Трюггвассоне, норвежском короле (с 994 по 999 годы), который

детские годы провел как раз в Новгороде, при дворе 'конунга Вальдамара'.

Согласно этой саге, маленький принц Олав попал в Новгород, спасаясь с

родственниками от убийц его отца. Однако по закону, принятому тогда на

Руси, в княжеских землях не позволялось жить сыновьям правителей из других

земель без особого на то разрешения. Поэтому Олав воспитывался в тайне в

доме своего родича по имени Сигурд. В саге рассказывается и о матери

'Вальдамара'-Владимира (т.е. о легендарной Малуше): она названа колдуньей

и прорицательницей, бывшей 'в великой чести у конунга'. Она изображена

дряхлой старухой, но принимающей главную роль во время языческих

праздников: 'Ее приносили в кресло и сажали перед почетным сидением

конунга. И раньше, чем люди принялись пить, спрашивал конунг мать свою, не

видит ли и не знает ли она, нет ли какой-нибудь опасности или беды,

которая бы грозила его земле, не хотят ли другие захватить его владения',

- на что Малуша давала точные и исчерпывающие ответы. Так вот, согласно

саге, задолго до появления Олава в городе, она угадала его рождение и

сообщила о нем сыну Владимиру. Какое-то время по прибытии королевское

происхождение Олава удавалось скрывать, но затем оно все же открылось. По

одному из списков норвежской саги, его королевскую харизму 'учуяла' та же

колдунья Малуша; по другому тексту, это произошло после того, как

двенадцатилетний Олав случайно встретил на Торгу (главная площадь древнего

Новгорода) приезжего варяга - убийцу своего отца или воспитателя, и, узнав

его по топору в руке, выхватил этот топор и убил варяга.

Согласно этой и другим норвержским сагам, в Новгороде была 'такая

высокая неприкосновенность мира, что по закону следовало убить всякого,

кто убьет не осужденного человека'. Это немедленно грозило и Олаву, и он

бежал под защиту княгини Аллогии, жены Владимира (и также норвежки), и

вынужден был открыть ей свое королевское происхождение. Она взяла его под

защиту; после этого Олав девять лет служил в новгородской дружине

Владимира, но потом ему пришлось покинуть Русь. Вообще многие рассказы

скандинавских саг показывают нам не только высокое положение волхвов в

Новгороде, но и то, что 'пришлые' жрецы также могли быть в почете князя и

его дружины, не говоря уже о матери Владимира, ключнице Малуше, жрице и

дочери кагана Малка, будь он из хазар или древлян. Но вернемся вместе с

князем в Новгород.

В 978г. он возвращается в Новгород с варягами, и идет войною на Киев.

По пути в Киев он убивает князя Рогволода и его сыновей в Полоцке за отказ

его дочери Рогнеды идти за него замуж (она согласилась ранее идти за

Ярополка, а Владимиру передали ее оскорбительный для него отказ: 'не хочу

обувь надевать бывшему сыну ключницы'), а перед этим бесчестит ее на

глазах отца и братьев, по наущению своего дядьки Добрыни, воеводы и

наставника и, как считают некоторые, его 'злого гения'. Затем он начинает

осаду Киева, и тут роковую роль сыграл уже воевода Ярополка по имени Блуд,

- он предал князя и заманил его в ловушку, и 'два варяга подняли его

мечами под пазухи', и убили. Так Владимир завоевал Киев. Он вступил в

город 11 июня 978 года. Горожане спокойно приняли нового князя.

Надо сказать, что в те времена князь на Руси был скорее 'властью от

богов' и жрецом, чем руководителем в нашем понимании. Он обеспечивал

народу связь со своими языческими богами-заступниками и защиту от внешних

врагов; он собирал для этого дань и иногда творил высший 'княжий суд', но

никак не вмешивался в устои и жизнь людей. Если князь погибал, или бывал

побежден, значит его небесные покровители оказалиcь слабы, или отступились

от него; значит, следовало подчиниться князю-победителю.

Каков был князь древней Руси, что он должен был знать и уметь? Только

первые три года жизни маленький княжич был при матери. Затем, постепенно,

начиналось обучение 'мужскому делу'. Оно обязывало держать порядок - в

доме и на охоте, 'и в конюсех, и в соколех, и в ястребах'; постигать

искусство повелевать толпой, подчинять бояр; также и дипломатии,

внутренней и внешней. Особое место отводилось ратному делу, ему обучали

многие годы. Владеть конем, защитным и наступательным оружием, знать строй

пеший и конный; тактику битвы в поле и искусство осады крепостей.

Князь-воин, он должен в совершенстве владеть на коне копьем и мечом,

дротиком, луком, булавой, боевым топором; он должен разбираться