Борис Романов

Русские Волхвы, Астрологи, Провидцы (Часть 1)

языческие образы, а место самих волхвов, и в жизни и в

сознании людей теперь занимали христианские подвижники и юродивые.

Е.П.Карнович в своем исследовании 'Родовые прозвания и титулы в России'

(СПб, 1886г.) приводит еще и такое свидетельство об отношении в то время к

прежней старине: 'Сверх того, в Восточной Руси повелся такой еще обычай.

Из боязни чар и волхований, при которых нужно было знать крестное имя

того, на кого они направлялись, русские люди старались скрывать это

последнее, так что нередко крестные имена заменялись не только другими

христианскими, но и татарскими, а настоящее крестное имя делалось известно

только по смерти носившего его'. Hо эти же свидетельства говорят и о том,

что волхование (колдовство) было широко распространено в народе, и было

порою, вероятно, весьма действенно.

Очень скоро с бунтами и 'волхованиями' столкнулся и молодой царь. В

жаркие летние месяцы 1547 года (через пять месяцев после венчания на

царство) в Москве произошли крупнейшие пожары. Множество горожан лишились

имущества и крова.

Восстание началось 26 июня, когда вооруженные горожане ворвались в

Кремль и потребовали выдать им литовских родственников царя, Глинских, на

расправу. В толпе кричали, что Москву 'попалили колдовством', что виной

всему бабка царя 'волхова' Анна - она вынимала из людей сердца, мочила их

в воде и той водой, летая сорокой, кропила город. Молодой царь был в ужасе

и сам писал потом, что его жизнь была в опасности. Hо в конце концов

волнения горожан улеглись, - ценою удаления Глинских из Боярской думы. Мы

еще вернемся к этому крупнейшему в истории Москвы пожару, когда будем

говорить о Василии Блаженном, московском юродивом Христа ради.

После этого в правление Ивана IV началось так называемое время реформ.

Они касались как светской, так и духовной жизни. За время ордынского ига,

как мы отмечали выше, русская церковь сильно укрепилась, в том числе и

материально.

Многочисленные монастыри промышляли не только торговлей, но и

ростовщичеством, и скопили большие богатства. Царь задумал прибрать их

богатства к своим рукам. Эти попытки получили поддержку со стороны прежде

глухих скитов 'заволжских старцев', основанных за сто лет до этого Hилом

Сорским, книжником и 'нестяжате-лем', призывавшим иноков монастырских не

искать сокровищ на земле, а 'испытывать'

разумом и сердцем все писания. В связи с нашей главной темой

исследования надо отметить, что, пожалуй, именно в среде 'заволжских

старцев' мирно соединились христианская вера и благочестие и мудрость

прежних, ведических веков. Они допускали такое соединение и даже известную

свободу в толковании священных писаний. Старец Артемий поддержал намерения

Ивана IV секуляризировать часть монастырских богатств и владений. Однако

из-за противодействия митрополита Макария и т.н. 'осифлян' (последователей

Иосифа Волоцкого), главных противников свободомыслящего Hила Сорского и

его старцев-последователей, правительству Ивана IV удалось осуществить

лишь малую часть своих планов, но все же удалось.

Примерно в это же время придворным священником Ивана Васильевича

становится искренний, фанатичный в вере и преданный новгородец Сильвестр,

который долгое время оказывал на молодого царя благотворное влияние.

Повезло Ивану IV и с первой женой. Ею стала Анастасия Романовна

Захарьева-Юрьева, на которой он женился две недели спустя после венчания

на царство (30 января 1547 года) и счастливо прожил тринадцать лет. Она

происходила из рода Захарьиных-Кошкиных, ведущих начало от Андрея Кобылы,

легендарного основателя рода будущих Романовых; сам Андрей Кобыла (скорее,

по тому, что о нем известно, крутой 'жеребец') вел свой род от рода

древнейшего прусского жреца и вождя Видвунга. По легендам, священная

дубовая роща Видвунга находилась где-то в центре нынешней Калининградской

(Кенигсбергской) области. Hо мы еще вернемся к связям Рюриковичей и

династии Романовых, когда будем говорить о загадке убийства Александра II

1 марта 1881 года, а пока продолжим об Иване, еще не Грозном, но уже

великом. Таким он стал в глазах современников в 1552 году, после взятия в

начале октября столицы волжских булгар Казани. Затем было разгромлено

Астраханское ханство, - и вся Волга стала русской, 'московской' рекой.

Хотя сам царь не выказал особых военных дарований в этих походах, но его

главная заслуга была в том, что создал боеспособную армию, знаменитое

регулярное стрелецкое войско. Hекоторые историки (Ф.Гримберг) отмечают,

что Иван Грозный широко использовал