Борис Романов

Русские Волхвы, Астрологи, Провидцы (Часть 1)

того часа и на всю жизнь запомнил, что его благословили силы небесные.

О.А. Платонов в своей книге сообщает, что Григорий был вообще слаб

здоровьем, долго страдал недержанием мочи; с 15 до 28 лет мучала его

каждую весну бессонница, - по его собственным воспоминаниям, он вообще не

спал, лишь ненадолго забывался, грезил почти наяву. В гороскопе рождения

(на 10.1.1870) есть сильные указания на все это. К тому же, если

вспомнить, что имя Григорий означает 'бодрствующий', то, значит, имя ему

дали точно.

Выздоровев, он размышляет над своим видением, убирая в хлеву или кормя

птицу. В конюшне разговаривает с лошадьми, как с людьми, и уверен, - его

понимают. Когда у кого-нибудь из соседей пропадает лошадь, он не

задумываясь называет вора и место, где тот спрятал украденное. В округе

пошла слава о мальчишке-ясновидце.

Он же тянется к странникам, старцам, кого называют 'божьими людьми', -

они частенько проходят своими дальними дорогами и через Покровское, и

бывают на постое в их избе. Он надоедает родителям разговорами о том, что

Бог зовет его странствовать по белу свету. В конце концов отец

благословляет его. В странствиях, в возрасте 19 лет, он встречает в

Алабатске в церкви на празднике Прасковью Дубровину и скоро женится на

ней. Однако их первенец скоро умирает, и эта потеря потрясла Григория, -

Господь предал его! Он начинает прожигать жизнь в кабаках, скандалах и

разбоях. В 1892 году на деревенском сходе его приговаривают к высылке на

год. Он уходит пешком в Верхотурьевский монастырь, в четырехстах

километрах северо-западнее Покровского. Там обучается грамоте, Священному

писанию и многому еще у знаменитого в тех краях старца-отшельника Макара.

Тот говорит ему через год, что спасение он может найти только в скитаниях.

Григорий становится дальним странником. В 1893 году он со своим другом

Дмитрием Печоркиным отправляется в Грецию, в горы Македонии, в

православные монастыри. Вернувшись в Россию, Распутин три года знакомится

с Троице-Сергиевой лаврой в Киеве, Соловками, Валаамом, Оптиной пустынью,

Ниловым монастырем и другими святыми местами и чудесами православной

церкви. Но каждое лето приезжает в Покровское, к жене Прасковье, ведет там

нормальную деревенскую жизнь. Рождаются дети: Дмитрий в 1895-м, Матрена в

1898-м, Варвара в 1900-м.

Тогда же он начинает лечить людей, заниматься целительством -

получается!

Воодушевленный, он арендует дом рядом с отцовским, расширяет погреб,

превращает его в часовенку.

Здесь и начинается его слава, и громкая, и дурная. Его собрания

посещают и женщины, и мужчины, - 'братья и сестры'. После чтений Нового

Завета нередко отправляются в баню, все вместе. Хлещутся вениками,

разгоняют кровь; потом утоляют страсть на скамьях и полу, восхваляя Бога

за удовольствие, которое он так щедро дарует своим ничтожным созданиям.

Распущенность прихожан и конкуренция, которую составляет Григорий местному

батюшке Петру Остроумову, понуждают его в 1901 году отправить донесение

епископу Тобольскому Антонию. Он обвиняет Распутина в воссоздании секты

хлыстунов, которая была запрещена еще в XVII веке патриархом Никоном.

Антоний приезжает в Покровское с инспекцией, но доказательств оргий не

находят. Тем не менее дело отправляется в архив, чтобы, если жалобы

повторятся, отправить бумаги в высшие инстанции в столицу. А секта

Распутина расширяется и укрепляется. Григорий учит свою паству, что

Господь любит только тех, кто, познав грех, очищается от него. Это

соответствует его темпераменту. Назревает еще одно дело. Распутин

предпочитает тихо скрыться и отправляется в новые странствиям. Сначала

Киев, потом Казань, где расположена была одна из 4-х духовных академий

России. Там он производит впечатление своими знаниями, красноречием, даром

целительства и прорицаниями; с другой стороны, и в Казани он не был

скромником, - 'на бабах ездил', как говорили потом. Это было, наверное,

известно духовным лицам академии, но они тогда закрывают на это глаза и

советуют ему отправиться в духовную академию в Санкт-Петербург, и дают

рекомендательное письмо лично к архимандриту Феофану, называют его в

письме старцем, убежденным и ясновидящим. Нет сомнений, что все это было в

Распутине.

Вот такой тридцатитрехлетний старец Григорий приезжает весной 1903 года

в Санкт-Петербург.

Сила Григория, стихийная сила древних волхвов, покоряла людей; ее

чувствовали все, кто общался с ним, и большинство попадало под обаяние и

влияние этой силы.

В первом доме (личность) его гороскопа в соединении