Борис Романов

Русские Волхвы, Астрологи, Провидцы (Часть 1)

и других кострищ. Внимание археологов привлекла также

небольшая округлая яма. По кругу и в середине ее некогда были воткнуты 12

колышков (от них остались следы-вмятины).

Здесь, наверное, происходили ритуальные гадания, сопутствовавшие

языческому богослужению. Святилище действительно располагалось на крутом,

высоком холме...'

Ко времени утверждения в Киеве Владимир был убежденным язычником,

неприязненно относившимся к христианской вере. Возможно, что и Киевом он

овладел на гребне борьбы язычества с христианством в Киеве, и отчасти

использовал настроения киевлян, недовольных чрезмерными прохристианскими

пристрастиями Ярополка. Кроме желания искоренить христианскую веру, новым

князем владели еще и другие чувства:

он хотел умилостивить богов за свое клятвопреступление и братоубийство

при захвате Киева, - на 'ярополкова' Иисуса Христа он расчитывать,

конечно, не мог.

Именно поэтому обычное и нормальное для 'язычников' терпимое отношение

к 'чужим богам' теперь для Владимира в отношении христианства было

невозможно. Так продолжалось около пяти лет после вокняжения Владимира в

Киеве. Летом 983 года он с дружиной вернулся из успешного ятвяжского

похода (в прибалтийские земли), где принимал участие в очень ожесточенных,

кровавых битвах местных войск язычников с христианскими германскими

войсками. Надо сказать еще, что именно в прибалтийских землях тогда и с

давних пор чаще чем у других практиковались человеческие жертвоприношения.

Может быть поэтому после похода решено было принести Перуну человеческую

жертву.

Дальнейшее, что произошло в Киеве 12 (17 н.с.) июля 983 года стало

поворотным днем в истории крупнейших перемен в мировоззрении князя и

горожан. Той ли веры волхвы, которые были при вещем Олеге, служили теперь

при его правнуке Владимире жестоким богам, этого мы не знаем. Возможно,

что это тоже были их правнуки, но теперь не слышно было их пророчеств.

Впрочем, летописец под 983-м (6491-м) годом пишет не о волхвах как жрецах

суровых богов, а о других их служителях, старцах и боярах. Приведем этот

эпизод из 'Повести временных лет' полностью:

'И сказали старцы и бояре: бросим жребий на отрока и девицу, на кого

падет он, того и зарежем в жертву богам. Был тогда варяг один, а двор его

стоял там, где сейчас церковь святой Богородицы, которую построил

Владимир. Пришел тот варяг из Греческой земли и исповедывал христианскую

веру. И был у него сын, прекрасный лицом и душою, на него и пал жребий, по

зависти дьявола... И посланные к нему, придя, сказали: на сына-де твоего

пал жребий, избрали его себе боги, так принесем же жертву богам. И сказал

варяг: 'Не боги это, а дерево: нынче есть, а завтра сгниет; не едят они,

не пьют, не говорят, но сделаны руками из дерева.

Бог же един, ему служат греки и поклоняются; сотворил он небо, и землю,

и звезды, и луну, и солнце, и человека и предназначил его жить на земле. А

эти боги что сделали? Сами они сделаны. Не дам сына своего бесам.'

Посланные ушли и поведали обо всем людям. Те же, взяв оружие, пошли на

него и разнесли его двор.

Варяг же стоял на сенях с сыном своим. Сказали ему: 'Дай сына своего,

да принесем его богам'. Он же ответил: 'Если боги они, то пусть пошлют

одного из богов и возьмут моего сына. А вы-то зачем совершаете им требы?'

И кликнули, и подсекли под ними сени, и так их убили.'

По предположениям некоторых историков, варяга-отца звали Феодор, а сына

- Иоанн.

Эти двое христиан стали первыми известными на Руси мучениками за веру.

В 1908 году, во время археологических раскопок близ одной из стен

Десятинной церкви, были открыты остатки деревянного сооружения -

разрушенный двухэтажный сруб примерно 5,5х5,5 метра, - предположительно

это и есть тот самый дом варяга, разрушенный 12 июля 983 года. Поведение

своих сограждан- христиан перед лицом смерти и их кровь переполнила чашу,

и разочарование в злых балтийских богах заполнило город, тем более, что

эти жертвы не принесли военной победы в последующем походе Владимира.

Христиане же греческой веры жили в Киеве если не с 845-го, то с 864 года,

- еще за сто лет до крещения Ольги, и их число постепенно увеличивалось; с

тех же лет была в Киеве и небольшая деревянная церковь святого Илии, - еще

до крещения Руси. Также не позднее чем с IX века жили в Киеве и

зороастрийцы, и хазары-евреи, однако сколько-нибудь заметной роли в жизни

города они до 1039 года не играли, - но мы еще будем говорить об этом.

Опорой же волхвов и в прежние, и в эти годы были раскинувшиеся на