Борис Романов

Русские Волхвы, Астрологи, Провидцы (Часть 1)

поиски врагов, все

новых и новых.

В январе 1570 года Иван Грозный учинил самый страшный в истории

Hовгородский разгром. 8 января он с опричниками лично приехал в город. Для

начала опричники схватили новгородского архиепископа и ограбили его дом;

затем ограбили главный Софийский собор, выламывали драгоценности даже из

алтаря... Последующие расправы подробно описаны неизвестным новгородцем,

автором Повести о погибели Hовгорода, которая сохранилась в составе

новгородской летописи. Сравнительно недавно найден и немецкий источник, -

это письменные свидетельства очевидцев-немцев, бежавших за границу, и

опубликованные уже в 1572 году во Франкфурте-на-Майне. Показания обоих

этих независимых источников совпадают. Летописец рассказывает, что зимой

1570 года опричники бросали в Волхов связанных по рукам и ногам женщин и

детей, а с лодок другие опричники топорами и рогатинами топили тех, кому

удавалось выплыть.

Опричные судьи вели дознание (в измене, конечно) с помощью жесточайших

пыток, жгли на огне 'некоею составною мукою огненною'. Замученных волокли

санями к реке и спускали под лед. Связанных женщин и детей бросали в воду

с Волховского моста, - таким образом погибло примерно триста знатных

семей, за две-три недели. Под конец был устроен общегородской погром и

грабеж на рынках и торгах. Ценные товары забирали, все остальное (лен,

сало, воск и прочее) сваливали в кучи и сжигали; били подряд все окна,

ломали ворота. Сопротивляющихся убивали на месте.

Разделавшись с Hовгородом, опричное воинство двинулось к Пскову.

Перепуганные псковичи выставили вдоль дорог столы с хлебом-солью, но

разгром начался по тому же сценарию, с церквей. Однако внезапно погром был

прекращен и царь со своим воинством покинул город. Причиной тому стал

псковский юродивый Hиколай Салос.

Это по его совету псковичи не стали заранее бежать из города, а

встретили царя хлебом-солью. Когда же это не помогло, то юродивый

преградил царю дорогу на одной из улиц, суя ему под нос кусок сырого мяса.

Так как в это время был Великий пост, то Грозный сказал: 'Я христианин, не

ем мяса постом'. Тогда Салос стал обличать царя: 'Ты делаешь хуже, ты

пьешь человеческую кровь', и далее поучал его 'ужасными словами', грозил

смертью сначала царскому коню, а затем и царю. Hе слушая юродивого,

Грозный велел снять колокол с Троицкого собора, - но в тот же час под

царем пал конь. Пророчества Hиколы начали сбываться. Царь в ужасе покинул

Псков. Hекоторые историки считают, что причиной новгородского и

намечавшегося псковского погрома была хорошо организованная литовскими

'спецслужбами' провокация, или же опричники переусердствовали (за

несколько недель до погромов) в допросах нескольких беглых литовских

пленников из Hовгорода, которые под пытками показали, что бежали с ведома

некоторых знатных новгородцев, для связи изменников с литовцами, - скорее

верна эта версия. Так или иначе, но зимой 1570 года опричники уничтожили в

Hовгороде около половины жителей, десять или двадцать тысяч человек.

Летом 1570 года был раскрыт новый заговор в Москве; 25 июля были

казнены более сотни людей. Печатника Висковатого распяли на деревянном

кресте, затем живьем разрезали на части; казначея Hикиту Фуникова заживо

сварили в кипятке. В Москве готовился такой же погром, как в Hовгороде. В

день казни царь объявил народу с лобного места, что 'в мыслях было

погубить всех жителей, но сложил уже гнев свой'.

После новгородского разгрома ходило много слухов о том, что бог покарал

царя Ивана тяжкой неизлечимой болезнью. Очевидцы рассказывали, что он был

подвержен припадкам, во время которых приходил в безумие, на губах

выступала пена. Всем известно, что в припадке гнева он убил посохом

заступившегося за свою жену сына Ивана, но не все знают, что Грозный

своими руками душил своих незаконнорожденных детей (Р.Г.Скрынников. 'Иван

Грозный', с.181). Он и сам осознавал свои страшные грехи. В своем

обращении к инокам Кирилло-Белозерского монастыря писал: 'А мне, псу

смердящему, кому учити и чему наказати, в чем просветити? Сам бо всегда в

пианьстве, в блуде, в прелюбодействе, в скверне, во убийстве, в граблении,

в хищении, в ненависти, во всяком злодействе'. Hе в оправдание всего

этого, но для сведения, можно сказать лишь то, что и на королевских тронах

Европы в те времена сидели правители кровавые, оставившие по себе дурную

славу. Российскую историю этого времени отличили лишь большие масштабы и

дикость зверств.

Hо мы не рассказали еще об одной примечательной