Борис Романов

Русские Волхвы, Астрологи, Провидцы (Часть 1)

стала достоянием общественности и слухов вся эта история роковой любви

шестидесятилетнего императора к молодой Катеньке Долгоруковой... Два года

назад мой хороший знакомый Яков Учитель написал и опубликовал в журнале

'Звезда'(N12, 1996)

небольшое эссе под названием 'Кто убил Федора Павловича Карамазова?'.

Он не сопоставил роман Достоевского с романом императора Александра, но

пришел к удивительным выводам, которые я теперь и предлагаю вашему

вниманию с некоторыми сокращениями. Правда, сокращаю я как раз

доказательства (надо сказать убедительные) того, что именно старший сын

Карамазова убил отца, так как в нашем исследовании (да и в самом эссе

Учителя) важно в конечном счете другое.

'' Заявим сразу: Федора Павловича Карамазова убил его старший сын

Дмитрий.

Стержень последнего романа Ф.М.Достоевс-кого - отцеубийство. Этого

никто не оспаривает ' здесь я опускаю доказательства автора, отсылаю

читателей к журналу 'Звезда' - Б.Р. ' Дмитрий должен был убить и убил. В

романе нигде прямо от автора не говорится, что Дмитрий не убивал, а

Смердяков убил. Убийство описывается только от лица подозреваемых, а

единственный объективный свидетель Григорий обличает Митьку.

Настоящая литература существует для того, чтобы в художественное

пространство спроецировать важнейшие духовные проблемы и разрешить их там.

После чего эти проблемы будут решены в нашей реальности. По меньшей мере

появится такая возможность. Достоевский взвалил на себя самую тяжелую

часть этой задачи - предельно низвести героя на самое дно, сохранив его

бессмертную душу для последующего очищения и преображения.

Даниил Андреев в 'Розе Мира' пишет о Достоевском: '... главная

особенность его миссии: в просветлении духовным анализом самых темных и

жутких слоев психики', '... возникает уверенность, что чем глубже

опускались эти одержимые соблазном души, чем ниже были круги, ими

пройденные опытно, тем выше будет их подъем, тем грандиознее опыт, тем

шире объем их будущей личности и тем более великой их далекая запредельная

судьба'.

Рекорда в опускании героя в бездну Федор Михайлович достиг в

'Преступлении и наказании'... Некто с целью ограбления, вполне осознанно,

хладнокровно убивает топором противную старуху. Этого мало - он еще

раскалывает череп почти святой юродивой Лизавете. И что потом? Все

симпатии автора и (я уверен) всех без исключения читателей на стороне

этого крокодила. Фантастика! Но грандиозная задача была решена полностью.

Раскольников осознал, раскаялся, почти очистился и стоял уже на пороге

преображения.

Но противная старуха и случайная Лизавета не удовлетворили Федора

Михайловича...

На свет появляется Дмитрий Федорович Карамазов. Туповатый

невежественный солдафон, пьяница, 'сладострастник' и хулиган. Как же он

может превзойти Раскольникова? Надо проломить голову медным пестиком

родному отцу... и верному старику-слуге... После этих выдающихся деяний не

'бедным ангелом' ходить и рефлектировать как Раскольников, но

пропьянствовать всю ночь в душевном подъеме и даже между делом в картишки

перекинуться. Залюбуешься! И вот тут, наконец, Федор Михайлович

притормозил и оглянулся... По ходу дела писатель беззаветно влюбился в

своего героя и решил выручить Митю. И начал корректировать жестокий

эксперимент. Сначала отменил убийство отца (Дмитрием), а затем воскресил

Григория.

Роман был задуман как отцеубийство - 1-я часть (Митя); и цареубийство -

2-я часть (Алеша). 'Он хотел провести его через монастырь и сделать

революционером.

Он совершил бы политическое преступление. Его бы казнили...' Таково

известное свидетельство А.С.Суворина (в его дневнике) о намерении

Достоевского продолжить 'Братьев Карамазовых'...

Чем гениальнее писатель и чем значительнее произведение, тем менее

поведение героев зависит от произвола автора. Изменить уже назревшую,

сложившуюся ситуацию в романе может быть труднее, чем в жизни. Однако

дорогой ценой можно. И автор в этом случае несет ответственность перед

Господом, - как нарушитель воли Божьей.

Последствия такого нарушения проявляются в трех плоскостях:

- в романе; - в жизни автора; - в посмертье автора.

Оправдание Дмитрия привело к невыполнению главной задачи романа - то

есть глубочайшему падению главного героя, последующим страданиям, мукам

совести, раскаянию и преображению. Дмитрий Карамазов должен был

уподобиться великим раскаявшимся грешникам, которые так угодны Господу

(блудный сын, раскаявшийся разбойник на кресте, Мария Египетская и

множество других).