Борис Романов

Русские Волхвы, Астрологи, Провидцы (Часть 1)

в душу

Олегу, и сказал он: 'Никогда не сяду на него и не увижу его больше'. И

повелел кормить его и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не

видя его, пока не пошел на греков. А когда вернулся в Киев и прошло четыре

года, - на пятый год помянул он своего коня, от которого волхвы

предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов и сказал: 'Где

конь мой, которого приказал я кормить и беречь?'. Тот же ответил:

'Умер'. Олег же посмеялся и укорил того волхва, сказав: 'Неверно

говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив'. И приказал оседлать

себе коня: 'Да увижу кости его'. И приехал на то место, где лежали его

голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: 'От этого ли

черепа смерть мне принять?'. И ступил он ногою на череп, и выползла из

черепа змея, и ужалила его в ногу. И от этого он разболелся и умер.

Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на

горе, называемою Щековица; есть же могила его и доныне, слывет могилой

Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три.'

Далее в 'Повести временных лет' идет подробное рассуждение о силе

волхования и чародейства, и об истории 'языческих волхвов' от

ветхозаветного Валаама до Симона Волхва и Аполлония Тианского. Летописец в

середине этого рассказа дает канонический церковный взгляд на языческие

чудеса: 'То все попущением Божиим и творением бесовским случается - всеми

подобными делами испытывается наша православная вера, что тверда она и

крепка пребывая подле Господа и не увлекаема дьяволом, его призрачными

чудесами и сатанинскими делами, творимыми врагами рода человеческого и

слугами зла.' Однако тут же следует дополнение: 'Бывает же, что некоторые

и именем Господа пророчествуют, как Валаам и Саул, и Каиафа, и бесов даже

изгоняют, как Иуда и сын Скеавели. Потому что и на недостойных многократно

действует благодать...' Здесь мы подходим к вопросу о соотношении

'языческих' и 'неоязыческих' верований и христианства, который активно

обсуждается последние несколько лет среди христианских богословов, но

давайте не будем пока затрагивать эту сложную тему, тем более, что сейчас

речь идет об истории двух 'языческих' жрецов, Олега и безымянного

киевского 'волхва'. Итак, великое княжество Киевское создал Олег, 'вещий',

то есть прорицатель (предсказал Киеву:

'Да будет это мать городам русским'), - и воевода и жрец из дружины

Рюрика. Он начал княжить в Киеве в 882 году, заманив к себе и убив прежних

неродовитых правителей из той же дружины Рюрика, Аскольда и Дира.

Некоторые историки (А.И.Асов) считают, что 'Повесть временных лет' здесь

неточна: Дир (Дирос Эллинский) был греком, а Аскольд - варягом. В

'Велесовой книге' про него сказано: 'И начал княжить над нами и стал

вождем самого Огнебога, очаги хранящего. И потому отвратил он лик свой от

нас, что мы имели князя, крещенного греками'.

Формула 'Огнебог, очаги хранящий' более всего соответствует религии

огнепоклонников, - древнейшей религии, берущей начало из легендарной

Арктиды, которую примерно во втором тысячелетии до н.э. восстановил в

степях южного Урала (гор Урья) Зардешт (греч. Зороастр). Известные остатки

города-храма и одновременно древней 'обсерватории' Аркаима, обнаруженные

на юго-восток от Урала в конце 80-х годов нашего века - это

археологическое свидетельство тех времен.

Известно, что в возрасте около сорока лет Зардешт и поклонники

огненного Ахура Мазды ушли на юг и зороастризм затем стал государственной

религией древней Персии. Там, через много веков и была записана на

воловьих шкурах Авеста, - 21 священная книга религии зороастрийцев. Почти

все эти книги уничтожили в IV веке до н.э. воины Александра Македонского

(зороастрийцы называли его нечестивым Искандером и обвиняли не столько в

завоевательских походах, сколько в уничтожении жрецов, священных огней и

этих книг), однако еще почти тысячу лет после этого в Персии зороастризм

оставался государственной религией. Затем в VII веке н.э. Персия была

завоевана мусульманами, которые терпимо относились тогда к христианам и

иудеям ('людям книги'), но для зороастрийцев настали тяжелые времена.

Часть из них бежала через горы Кавказа и дошла до Киева, другая часть

осела еще севернее, на территории нынешней Литвы. Таким образом, в Киеве с

VIII века была община зороастрийцев, и, возможно, варяг Аскольд какое-то

время поддерживал ее. Какое-то время он правил совместно с греком (и

вероятно христианином) Диром, - но это спорный вопрос, может быть эти

имена оказались рядом