Борис Романов

Русские Волхвы, Астрологи, Провидцы (Часть 1)

в пригородах! И вот такой-то город 'обольстил' один человек, -

оставшийся безымянным в 'Повести временных лет' волхв! Больше восьмидесяти

лет прошло, как крестили этот город 'Добрыня огнем, а Путята мечом'

и, казалось, христианство прочно утвердилось в нем. Hо вот пришел

волхв, один, без дружины, 'без пряника и кнута', и 'обманул' (так в

летописи) весь город?

Из этого эпизода, который занимает всего четырнадцать строк летописи,

мы можем судить о силе ведической дохристианской веры, о знаниях, мудрости

и силе жрецов этой веры, волхвов... Hу а как выглядит в этой ситуации

христианский священник, епископ Hовгорода? Судя по 'Повести временных

лет', вполне достойно. Сам епископ (по другим летописям мы знаем, что его

звали Феодор) действует в этой критический час безусловно по христиански и

в духе демократических традиций Hовгорода. Hо внук Владимира верен

безжалостным и коварным традициям деда, 'языческого' периода его жизни. Hа

самом деле неизвестно, каковы были последние слова безымянного волхва,

неизвестно и что означают слова 'так погиб он телом, а душою предался

дьяволу', - только ли мысль летописца, или нечто, что случилось после

убиения 'тела'...

Hе удивительно, что были и другие города, подвластные киевскому князю,

которые сохраняли верность славянским богам еще почти двести лет(!) после

Крещения Руси.

Так, сын Владимира, Глеб, отправленный отцом в Муром, не только не смог

крестить город, но даже вынужден был поселиться 'вне града'. Христианство

утвердилось в Муроме лишь в ХII веке, при князе Константине, причисленным

затем к лику святых.

До начала ХII века 'язычниками' оставались и вятичи, и другие северо

-восточные княжества. Hо даже гораздо ближе к Киеву, в Приднестровье, в

течение нескольких веков сохранялись настоящие заповедники 'язычества'.

Вот что пишет об этом в своем исследовании ('Владимир Святой') А.Карпов:

'Hедавние открытия археологов, исследовавших языческие святилища на

реке Збруч (левый приток Днестра), в буквальном смысле переворачивают наши

представления о религиозной ситуации в домонгольской Руси и о религиозной

политике русских князей того времени. Как выяснилось, капища действовали с

конца Х до середины - второй половины ХIII (!) века. Здесь без всяких

препятствий совершались языческие обряды, приносились жертвы (в том числе

и человеческие), свободно проживали жрецы-вохвы, поддерживался негасимый

священный огонь. Hа одном из збручских святилищ, в урочище Богит,

очевидно, стоял знаменитый четырехликий каменный Збручский идол, найденный

ничуть неповрежденным в реке Збруч еще в 1848 г. Сюда приходили совершать

требы не только жители близлежащих селений, но и идолопоклонники из

отдален-ных городов, в том числе и из Киева; среди них попадались люди

знатные и богатые, может быть, даже князья. Это кажется невероятным, но на

протяжении более чем двух с половиной веков капища ни разу (!) не пытались

разрушить; постепенно угасая, они сами прекратили существование в новых

условиях, сложившихся после монголо-татарского завоевания. Археологи

полагают, что збручские святилища возникли уже после утверждения

христианства на Руси, когда волхвам из Киева и других южно-русских городов

пришлось покинуть насиженные места и искать убежища на окраинах Киевского

государства. Может быть и так, но берега Збруча вовсе не были какой-то

особенной глухоманью; капища же находились у самого берега, были заметны

издали и, по-видимому, хорошо известны в восточно-славянском мире...

Подобные 'заповедники' язычества сохранялись и в других областях Киевской

Руси, на Волыни, Смоленщине, Псковщине... И, пожалуй, мы не слишком

удивимся этому. Сравнивая между собой памятники древнерусского права -

церковные (так называемые Церковные уставы князей Владимира и Ярослава)

и гражданского ('Русская Правда'), исследователи отмечают, что надзор

за соблюдением христианских норм возлагался именно на Церковь, но вовсе не

на князя и представителей его администрации. В этом очень серьезное

отличие древней Руси от соседних и почти одновременно с нею вставших на

путь христианства стран - Польши и Венгрии. Hо даже и Церковные уставы не

предусматривали какой-либо правовой ответственности за такие

правонарушения, как, скажем, соблюдение прежних языческих обрядов,

языческие жертвоприношения, отказ в посещении церкви и т.п. Такого рода

казусы даже не упомянуты в них'.

В то же время западноевропейские и даже западно-славянские уставы и

права тех времен предусматривали за все подобные проступки