Борис Романов

Русские Волхвы, Астрологи, Провидцы (Часть 1)

лишь в позднейших летописях. Обратился ли Аскольд к

христианству, сверг ли он Дира еще до появления в Киеве Олега - это

остается загадкой. Так или иначе, но с 882 года, с убийства Аскольда и

Дира, начинается история великого княжества Киевского, от начала княжения

вещего Олега.

По смерти Олега (912 год) начал княжить сын Рюрика, Игорь. Он был

воспитанником Олега, и женился на его родственнице из под Пскова, по имени

Ольга. По преданиям, она и сама была жрицей, и это очень вероятно, так как

происходила из жреческого рода, да и древнескандинавское 'хельга' означало

'исполне-ние жреческих обрядов'. В 945 году, через 33 года от начала

своего княжения, Игорь погибает в землях Древлян, и Ольга правит великим

княжеством 12 лет, до возмужания своего и Игоря сына, Святослава, - в 945

году ему было около десяти лет. Заметим здесь, что восстание Древлян

(против чрезмерной дани) первое в ряду летописной истории Руси, - и ровно

через 960 лет, в 1905 году, мы видим 'первую революцию' в правление

последнего властителя-самодержца России, Николая II. Но это к слову. Мы же

теперь подходим к важнейшему событию в истории великого Киевского

княжества, в истории династии Рюриковичей и Древней Руси.

В 957 году, после двухлетних переговоров с императором Византии

Константином Багрянородным, Ольга 'нашла многоценный жемчуг - Христа' (так

сказано об этом в 'Повести временных лет'), и, по преданию, 9(14 н.с.)

сентября 957 года приняла в Царьграде-Константинополе крещение, что

означало также заключение тесного союза с Византией. Историки (Б.Греков,

Л.Гумилев) отмечают, что в 961 г. по заданию императора западной

'Священной Римской империи' Оттона I была предпринята попытка 'перетянуть'

княгиню Ольгу в католичество, для чего в Киев приезжал епископ Адальберт,

но без успеха. На самом деле этот вопрос, о связях древней Руси с

восточным и западным христианством, довольно сложен и слово 'перетянуть',

вероятно, все же совсем неточно передает реальности тех времен. Ведь

разрыв византийской и римской Церквей произошел лишь в 1054г., а что

касается именно русской митрополии, то вплоть до 1448 года (когда русский

митрополит Иона был поставлен собором также независимо и от патриарха

Константинополя), не было ни одного официального документа, в котором

русская митрополия объявлялась бы отделенной от римского Престола. Тем

более во времена княгини Ольги выбор между западным (римским или

германским) и восточным христианством был вопросом скорее политических

пристрастий, чем религиозных тонкостей. Известно и то, что сама Ольга

после крещения в Константинополе отправляла посольство к императору

германскому Оттону с просьбой прислать епископа и священников для крещения

народа, - это входило в ее планы. Таким образом, миссия Адальберта была

ответом на просьбу самой княгини (А.Карпов. 'Владимир Святой', М., 1997).

Однако ожидавшегося крещения Руси тогда не произошло, - то ли киевская

Русь еще не была готова, то ли Адальберт и его миссия не смогли справиться

со своей задачей. Уже в 962 году им пришлось покинуть Русь, причем

некоторые его спутники были убиты, и сам он с трудом спасся.

Это неудивительно, если учесть, что не увенчались успехом и постоянные

уговоры Ольги принять христианство даже своего сына Святослава. Как

сообщает летопись, 'он и не думал прислушаться к этому; но если кто

собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем'. Ольга

же сказала: 'Да будет воля Божья; если захочет Бог помиловать род мой и

землю Русскую, то вложит им в сердце то желание обратиться к Богу, что

даровал и мне'. Святослав прославился затем своими победоносными военными

походами ('Иду на вы!'), в том числе полным разгромом иудейской Хазарии в

965 году.

Итак, Ольга приняла христианство в 957 году (запись ПВЛ под 955 годом

не точна, как считают современные историки; к тому же и в книге

византийского императора тех лет Константина Багрянородного 'Описание

царского церемониала' указан именно этот год, и 9 сентября, как день,

когда он принял Ольгу и ее посольство в Константинополе). Именно этот год

надо считать началом истории становления христианства на Руси. Ведь так

считал и ее внук (при этом нелюбимый ею) Владимир Святой, крестивший Русь

в 989г. (именно в 989-м - мы еще будем говорить об этом). Этот год отстоит

от года крещения Ольги ровно на цикл авестийского календаря (989-32=957),

что подтверждает преемственность событий. Наконец, как известно из многих

источников, через